Рассказ на тему грамоте учиться всегда пригодится. Грамоте учиться всегда пригодится. Кто хочет много знать, тому надо мало спать


Без муки нет науки.

Делу время, а потехе час.

Учить в долбёжку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.

^

Кто хочет много знать , тому надо мало спать.

Повторение – мать учения.

н аука не пиво, в рот не вольёшь.

Кто много знает, с того много и спрашивают.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Век живи – век учись.

Дураку наука, что ребёнку огонь.

Делу время, а потехе час.

Лучше печатного слова не скажешь.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Невежество – ночь ума, ночь безлунная и беззвёздная.

Полное невежество приводит к полному тупоумию.

При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.

Гельвеций

От мелких неисправленных ошибок легко перейти к крупным порокам.

Развязность языка сама себя корит,

Рождает сотни бед, несчастий и обид.

Искусство говорить слова для слов всегда возбуждало великое восхищение в людях, которым нечего делать.

Добролюбов

Не дав слово – крепись, а, дав слово, держись.

Не всегда тот, кто красиво говорит, хорошо дело делает.

Ласковое слово, что вешний (весенний) день.

Мир освещён солнцем, а человек – знанием.

За худые слова слетит и голова.

Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Не спеши языком, торопись делом.

Красна изба углами, а человек – делами.

Лес рубят – щепки летят.

^ Классный час на тему:

« В гостях у слова»

Учитель: Постникова Светлана Владимировна,

классный руководитель 5 класса МОУ «СОШ № 5»

Цель:

Воспитание любви к родному языку, русскому народу.

^ Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий, богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

Что такое Родина? – Это весь народ. Это его культура, его язык.

^ А. Н. Толстой

Звучит колыбельная песня в исполнении А. Герман, демонстрируются слайды с изображениями младенцев.

Слово учителя

Наверное, среди нас нет ни одного человека, которого оставила бы равнодушным эта песня. Ребята, какие чувства вы испытали в момент звучания песни? Почему?

Учитель читает слова (см. эпиграф)

Учитель:

Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Сегодня мы отправимся в гости к Слову, а нашим попутчиком будет герой, которого мы никогда не видели, но между тем мы не можем представить жизни без него , он стал нашим другом с того момента, когда мы появились на свет. Вы догадались, о ком я говорю?

Конечно, это язык. Русский язык.

Входит язык.

Язык :

Здравствуйте, ребята, я очень рад вас видеть! С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана со мной. Когда вы были совсем маленькими, какое слово сказали первым?

(Мама, папа)

А ведь это был я. А когда вы слушали мамину колыбельную, бабушкины сказки, папины шутки-прибаутки, - это тоже был Я.

Учитель:

Действительно, ребята сказки, прибаутки, песни – это и есть язык. Всю свою жизнь человек находится в мире языка. Язык – наш слуга и господин, это очки, без которых нам не разглядеть окружающего мира. Он наш друг и враг одновременно.

Язык:

Да, Светлана Владимировна права, я могу быть разным, я не стою на месте, я развиваюсь. В этом ларце собраны свидетельства моего развития - мудрые народные мысли, бережно сохранённые историей. Много в моём ларце народной мудрости, всю не перескажешь!

Учитель:

Ребята, о чем говорит язык? Что является мудростью народа?

Язык:

Конечно, вы правы. Это пословицы – «цвет народного ума», как называл их Владимир Даль. Тысячелетиями живут и накапливаются в языке сокровища человеческой мысли и опыта, в них – ум человека, национальная история. Давайте прикоснёмся к жемчужинам мудрости народной.

(Ученики помогают достать из ларца свитки, читают пословицы, комментируют их)

^ Не спеши языком, торопись делом.

Русский язык – язык великого народа, потому и сам велик.

Язык мудрого – в сердце, сердце глупца – на языке.

Без языка и колокол нем.

Язык телу якорь.

Язык поит и кормит и спину порет.

Хромое слово – хромая речь.

Язык мал, а великим телом владеет.

Язык:

А какие пословицы о языке знаете вы? Молодцы, ребята! Примите же этот ларец, наполненный любовью народа к вам!

Учитель:

Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,

Без хлеба и соли не будет и песни.

Учитель :

Как метко и образно русское слово. Как ярка и красочна русская речь. Сколько слов замечательных о нашем родном крае.

Возьмите у себя на столах круг.

Что он может символизировать? (земной шар, солнце, хлеб.)

Круг – это символ вечности, вечной жизни.

Давайте возьмем волшебные краски и покажем как мы чувствуем свою родину, какая она? (Задача передать свое отношение к родному краю. Учащимся выдаются раскраски с изображением русской природы).

Звучит песня: «Березы» в исполнении Н. Расторгуева, учащиеся работают на фоне музыки.

После выполнения работы рисунки прикрепляются на доске.

Учитель :

Какие теплые слова, хочется произнести?

Ответы учащихся .

Вы произнесли добрые, ласковые, красивые слова, понятные и родные. Мы в классе тоже родные друг другу. Вместе учимся, играем, дружим, радуемся и грустим.

Дети становятся в круг, читают стихотворение:

- Где же ты, Россия, начиналась?

- На лугу и в поле за страдой

- Чем же ты, Россия, умывалась?

- Ладожскою чистою водой.

- Чем же ты, Россия, красовалась?

- Что цвело, брала себе в полон.

- От какого горя отбивалась?

- от того, что шло со всех сторон

- Где же ты, Россия, расселилась?

- На холмах зеленых, у воды

- Как же ты, Россия, веселилась?

- От веселья плакали лады.

- Как же ты, Россия, говорила?

- Так что б слово придавало силы

- Кто прославит и продлит твой род?

- Мудрый и великий наш народ!

Во время чтения стихотворения дети из рук в руки передают клубок, нитку оставляя в руках, к концу стихотворения получится замкнутый круг, символизирующий единение всех людей, земной шар, где наша Родина его часть.

^ Как вывод, после паузы, звучат слова ( читают ученики):

Берегите Россию, нет России другой,

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть,

Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой

Берегите Россию, нет России другой.

Учитель:

Берегите Россию, добрыми красивыми поступками и словами, которые достались нам от великих наших предков, старайтесь задумываться над тем, что вы произносите.

Долина слов нашего языка бесконечна и безгранична. Мы только начали свой путь по бескрайним просторам нашего языка.

Звучит музыка, продолжается кинофрагмент.

На фоне этого учитель читает:

Я лечу над Россией, словно в сказочном сне,
И дубы вековые машут крыльями мне.

^ Как весны позывные слышу крик журавлей ,
Я лечу над Россией, над Россией моей.
Купола золотые, тополей седина,
О, Россия, Россия, Ты такая одна.

Наш классный час подошел к концу. Но не закончились наши беседы о слове, родном крае.

Приложение 1


  1. Белая красавица, очень людям нравится,
Растет под небом синим, как символ всей России

  1. Благо для окружающих

  1. Наклонись в тишине, прикоснись – ка ко мне.
Посиди надо мной и умойся водой.

Я - источник в лесу, счастье радость несу.


  1. Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живешь.

Ты его береги, край любимый- ….. (Сибирь)


  1. Полноводна, непокорна да с хрустальною водой
Дочка гордая Байкала, с величавой красотой.

  1. ^ Все прекрасное в окружающем мире

По вертикали РОДИНА

Классный час на тему:

«По дороге к слову»

Учитель: Лебедева Евгения Васильевна,

классный руководитель 2 класса МОУ «СОШ № 5»

Цель :

Воспитание чувства патриотизма средствами родного языка.

Оборудование:

Различные виды словарей, на доске кроссворд «Русский язык», портреты детских писателей, карточки с текстом отрывок из сказок, плакаты – афоризмы о русском языке, пословицы.

Плакаты:

1.«Учите русский – годы к ряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом».

Сабир Абдулла

2.«Я ко всем наукам путь имею.

Я со всей вселенною знаком.

Это потому, что я владею

Русским величавым языком»

И. Данилов

3.«Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий,

где нужно – страстный,

где нужно – живой!»

    ФИО (полностью): Арчакова Елена Александровна

    Место работы: МБОУ Большебабинская СОШ Алексеевского муниципального района Волгоградской области

    Должность: учитель

    Предмет: русский язык и литература

    Внеклассная работа по русскому языку

«Грамоте учиться – всегда пригодится»

ЦЕЛИ: 1. Дать информацию о том, как учили грамоте на Руси.

2. Вызвать интерес к изучению русского языка;

3. Развивать навыки каллиграфического письма.

ОФОРМЛЕНИЕ:

1. На экране написаны пословицы:

«Грамоте учиться – всегда пригодится»;

«Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»

2. Выставка книг о русском языке.

3. Стенгазеты о языке «Русское слово».

4. На доске плакат с программой конференции.

Ученица знакомит с программой:

1. Что такое грамота.

2. Как учили грамоте на Руси.

3.О реформе азбуки.

4.Рассказ о седьмом падеже.

5. Занимательные упражнения.

6.Подведение итогов работы.

Вступительное слово

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, что такое грамота и как учили грамоте на Руси.

« Грамота» – от греческого слова «граммата» - это чтение и письмо, это умение читать и писать. В народе издавна говорят «Грамота – второй язык», а человека, умеющего читать и писать, называют грамотным. Если в старину человека, умеющего читать и писать называли грамотным, значит нас с вами можно назвать грамотными людьми.

- Что мы делаем для того, чтобы стать грамотными?

Отвечают дети.

- А как вы понимаете пословицу «Писать-то я пишу, а читать в лавочку ношу»

Отвечают дети.

Учитель: - Я вас попрошу выполнить небольшое задание – посмотрите инсценировку (инсценируют дети) и ответьте на вопросы (на экране вопросы):

а) Почему папу посчитали малограмотным?

б) О чем жалеет теперь папа?

в) Какую же роль играет почерк?

СЦЕНКА «Когда папа был маленьким, он быстро научился читать. Ему это было интересно. Он стал смотреть картинки, читать книжки, но совсем не хотел писать палочки, из которых появляются буквы. Он хотел только читать, а не писать. Прошло много лет, маленький папа стал взрослым. Почерк у него такой плохой и некрасивый, что многие считают его неграмотным. Однажды папе стало стыдно и неловко, когда он написал заявление. Его спросили:

Вы что, малограмотный?

Папа обиделся:

Нет, почему же, я грамотный! – сказал он.

А это у вас какая буква? – спросили его.

Ю, - ответил тихо папа.

Кто же так пишет Ю?

Ах, как хочется папе писать красиво, чисто, хорошим почерком, без клякс! Как жалеет он, что плохо писал палочки. Но теперь уже ничего не поделаешь. Сам виноват.

- Беседа с детьми по вопросам.

Учитель: - А сейчас, дети, вы узнаете как учили грамоте на Руси, расскажут вам об этом знатоки русского языка.

ВЫСТУПАЮТ ЗНАТОКИ:

На экране изображение древнерусской школы

1 знаток О древнерусской школе

Древнерусская школа изображена на одной из гравюр 1634 года так: «Длинный стол, между столом и стеной лавка, на стене полка с книгами и обязательная плетка, На лавках сидят ученики, Они все босы. Значит это школа для бедных. За столом сидит учитель. Перед ним на коленях ученик отвечает урок. Все следят за его ответом по книгам, тут же другой ученик, в чем-то провинившийся, ожидает наказания.» Учебный день продолжался долго. Занятия начинались часов с семи утра и продолжались до самого вечера с двухчасовым учебным перерывом. Так от темна до темна шли уроки в древнерусской школе. Уроками их можно назвать условно. Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один зубрил азбуку, другой перешел к складам, третий читал «часослов». И все следовало выучить «назубок», вызубрить. Каждый свое учил вслух. Недаром на Руси пословицу сложили: «Азбуку учат – во всю избу кричат».

2 знаток: - Учили каждую букву по ее названию. (на экране древнерусские буквы и их названия)

А – аз

Б – буки

В – веди

Г – глаголь (говори)

Д – добро

Е – есть

Ж – живот (жизнь)

З – земля

Л – люди

М – мыслить

Н – наш и т.д.

Прежде всего ученик обязан был выучить названия и изображения букв в том порядке, как они шли в азбуке и вразбивку, Твердо вызубрив азбуку, он переходил к чтению так называемых складов. Склады были напечатаны в букваре: Ба, Ва, Га, Да, Жа… потом Бе, Ве, Ге, Де… Би, Ви, Ги, Ди и т.д. (на экране запись).

Ученик сначала называл буквы, из которых состоит данное сочетание, а потом уже произносил так как надо при чтении:

Буки – аз – ба

Веди – аз – ва

Люди – есть – ле

Покой – он – по и т.д.

После складов в две буквы шли склады в три буквы:

Вла, Гла, Дла и т.д. Выучив азбуку, пройдя склады, ученик переходил к чтению первого связного текста.

Теперь не сложно догадаться, что слово азбука представляет сложение названий первых двух букв «аз» и «буки».

ПРОСМОТР ОТРЫВКА из фильма по АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПОВЕСТИ М. ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО» или выразительное чтение учеником отрывка из повести

(- Ну-ка, ты, пермяк солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это – аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это – что?

Буки

Попал! Это?

Веди.

Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

Добро…

Вступилась бабушка:

Лежал бы ты, отец, смирно…

Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей.

Он обнял меня за шею горячей, влажною рукой и через плечо мое тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. От него жарко пахло уксусом, потом и печеным луком, я почти задыхался, а он, приходил в ярость, хрипел и кричал в ухо мне:

Земля! Люди!

Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» - на сутулого Григория, «я» - на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки…….)

3 знаток: О РЕФОРМЕ АЗБУКИ .

В начале 18 века Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас.

«При Петре Великом, - шутливо писал М.В. Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется ввиду гражданская азбука)

В 1917 – 1918 году была новая реформа, из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.

4 знаток: - Что это за буквы и почему их изгнали из алфавита?

До изгнания из азбуки «ять» называли « буквой- страшилкой», так как она затрудняла правописание и приносила особенно школьникам много огорчений. Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение знать на «ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

Знаменитый «ять» был не одинок в русской азбуке прошлых лет. Вот перед вами три слова: мир – «тишина, спокойствие», мир – «вселенная», миро – «душистое вещество». Первый слог всех трех слов писался одинаково, а на письме обозначался тремя разными буквами. В первом слове писали и, во втором и с точкой (), а в третьем ижицу – Y .

«Ижица» выглядела как римское «пять» и чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало «выпороть», а в более широком смысле – «устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй». Ижица просуществовала до реформы 1917 – 1918 года.

2.Букву «ер» (Ъ), так называемый твердый знак, сейчас считается «полезной» буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд). А до реформы 1917 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например домъ. Букву «ер» называли бездельником, лодырем. Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет, что только в одном романе Л.Н.Толстого «Война и мир» на 2080 страницах имеется 115 тысяч « никчемных бездельников». Если их собрать в одно место и напечатать подряд, они бы заняли 70 с лишним страничек. А сколько бумаги! Эта буква была самой дорогой буквой в мире.

5 знаток : РАССКАЗ О СЕДЬМОМ ПАДЕЖЕ

А теперь давайте поговорим о падежах.

Сколько падежей в современном русском языке?

Отвечают дети.

Какой из 6 падежей не употребляется с предлогами (именительный), а какой не употребляется без предлогов? (предложный)

Отвечают дети.

В древнерусском языке был седьмой падеж. Прослушайте текс и скажите, когда употреблялся седьмой падеж и как он назывался.

«Приди ко мне, брате, в Москов», - обращается Юрий Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен без перевода каждому. Но не каждый знает, что слово брате стоит в звательном падеже. Такой седьмой падеж был в древнерусском языке.

Ответ : Звательный падеж, его употребляли при обращении

Формы звательного падежа встречаются в художественных произведениях, например, у С.А.Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке: «Чего тебе надобно, старче?»

В современном русском языке звательная форма совпала с формой именительного падежа и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).

6 знаток: Только небольшую частичку вы услышали о древнерусском языке, но я думаю, что заинтересовались многие. Приходите в клуб любителей русского языка, и вместе с нами будете изучать русский язык.

А сейчас мы перейдем к практической части. Давайте поиграем.

(Дети делятся на две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон).

    Игра с пословицами «Во всех падежах и числах».

Игра заключается в том, чтобы подобрать пословицы с избранным участником игры словом, которое употреблялось бы во всех падежах единственного и множественного числа (пословицы высвечены на экране, книги с пословицами на столах), например:

Единственное число

И. ДЕЛО шуток не любит.

Р. От слова до ДЕЛА целая верста.

Д. Не по сути дело, а по ДЕЛУ суть.

В. Ты за ДЕЛО, а дело за тебя,

Т. Велик телом, да мал ДЕЛОМ.

П. И умен, и пригож, ив ДЕЛЕ гож.

Множественное число

И. ДЕЛА как сажа бела.

Р. Всех ДЕЛ не переделаешь.

Д. По твоим ДЕЛАМ о тебе судят

В. Жизнь дана на добрые дела.

Т. Языком не спеши, а ДЕЛАМИ не смеши.

П. Умен на словах, да глуп на ДЕЛАХ.

    Скажите: что нужно сделать с существительными ДОРОГА, МАРКА, СЕРА, чтобы превратить их в краткие прилагательные, не меняя в них ни одной буквы.

    Игра «Дружная семья»

«Дружная семья» – это десять частей речи. Ведущий называет слово, состоящее из 10 букв. Слово записать по вертикали и к каждой букве подобрать часть речи, например: (трудолюбие, литература)

Т - ты – местоимение

Р - разве – частица

У - удивляться – глагол

Д - десять – числительное

О - ох – междометие

Л - легко – наречие

Ю - юла – существительное

Б - без – предлог

И - или – союз

Е - елейный – прилагательное

    Составить из букв слова АККУРАТНОСТЬ 70 слов.

    В каких значениях употребляются данные фразеологизмы:

Сам с усами, сам не свой, сам по себе, сам себе хозяин, само собой.

(Сам с усами – нисколько не хуже, не глупее других;

Сам не свой – расстроен, потерял душевное равновесие;

Сам по себе – самостоятельно, без помощи, отдельно;

Сам себе хозяин – совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется;

Само собой – невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

По количеству набранных жетонов грамотами награждаются команды, наиболее активным учащимся выдаются медали.

Награждаются лучшие ученики в изучении русского языка:

Дипломами 1 степени, те, кто учится на «5»

Дипломами 2 степени, те, кто учится на «4».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Читает стихотворение.

ВЫУЧИ РУССКИЙ ЯЗЫК

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих книг.

Русское слово – свободы зарница.

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен.

Выучи русский язык!

"Грамоте учиться - всегда пригодится" (познавательная игра для учащихся 7 классов по русскому языку).

«Грамоте учиться - всегда пригодится»

(познавательная игра для учащихся 7 классов

по русскому языку).

Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Учащиеся делятся на команды. Ведущий – учитель.

Вступительное слово учителя

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песни и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём, какие мысли были у наших предков. Через слова мы можем обратиться к нашим правнукам, которые будут жить после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык.Что же такое слово? (Ответы)

« Слово – это единица речи, служащая для выражения отдельного понятия». (С.И.Ожегов.) «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».(В.И.Даль.)

И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

Разминка

1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

4. Что общего у дня и ночи? (Ь на конце слова.)

5. Что находится между горой и оврагом? (Буква «и».)

6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык Пушкина, варёный язык.)

Ведущий. Обратите внимание, что варёный язык к нашему языку не имеет никакого отношения. Это омонимы. От того, насколько точно мы выражаем свою мысль, свободно ли владеем речью, зависит, будем ли мы правильно поняты окружающими.

От каждой команды выделяется по одному представителю. По очереди они отвечают на вопросы. Как говорить правильно:

1. Кто последний или крайний?

2. Я извиняюсь или извините, пожалуйста?

3. Вы сходите или выходите на следующей остановке?

Конкурс знатоков ударений

На доске написаны слова в три столбика. Приглашаются участники. В словах нужно расставить ударение.

Агентмелькомводопровод

Гусеницагазопроводзаржаветь

Тортывахтербанты

Балуюсьщавель каталог

Комбайнеркварталсвекла

Тефтеливключимзвонит

Ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы, «Ведь пословица недаром молвится».

Конкурс знатоков поговорок

1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха.)

2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)

3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)

4. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)

5. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.)

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.)

Конкурс знатоков пословиц

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости».(Поспешишь- людей насмешишь.)

2. Украинская: « И живи до старости, и учись до старости».(Век живи- век учись.)

3. Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь».

4. Малайская: «Кончил шить- оборвал нить». (Сделал дело- гуляй смело.)

5. Киргизская: « Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда».(Что посеешь, то и пожнёшь.)

6. Таджикская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)

Ведущий. Следующее задание- подобрать окончания к поговоркам.

1. Сам пропадай- … (а товарища выручай).

2. По одёжке встречают - …(по уму провожают).

3. Семь раз отмерь - …(один раз отрежь).

4. Глаза страшатся - …(а руки делают).

5. С кем поведёшься-…(от того и наберёшься).

6. Старый друг-…(лучше новых двух).

7. Не место красит человека-…(а человек место).

8. Не говори «гоп»-…(пока не перепрыгнешь).

9. Береги платье снову-…(а честь смолоду).

А теперь перейдём к фразеологическим оборотам, которыми богат наш язык. Попробуйте объяснить некоторые фразеологизмы:

1. Остаться у разбитого корыта (Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке).

2. А Васька слушает, да ест (Крылов).

3. Слона-то я и не приметил (Крылов).

Из басен Крылова вошли в нашу речь многие крылатые выражения.

Заключительное слово учителя

Образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились,- это лишь капля в море слов. Но,возможно, она приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью», другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». Поэтому, если полез за словами в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, эти мудрёные слова.

(Подведение итогов игры).


1. Сомневаешься "приДТи" или "приЙТи"? Запомните раз и навсегда, правильно - "приЙТи".

2. Заказали "экспрессо"? Чтобы быстрее приготовили? Кофе называется "ЭСПРЕССО"!

3. Как правильно: "ПОБЕДЮ" или "ПОБЕЖДУ"? Никак! У глагола "победить" нет формы 1-го лица ед. числа в будущем времени. "Одержу победу", "сумею победить" вполне себе заменяют эту форму.

4. Повторяем! Не существует слов "вообщем" и "вобщем"! Есть слова "ВООБЩЕ" и "В ОБЩЕМ". И точка.

5. В документах стоит "ПОДПИСЬ", а вот в Сикстинской капелле на алтарной стене - "РОСПИСЬ". Не путаем, друзья, не путаем!

6. С точки зрения лексической сочетаемости выражение "самый лучший" звучит так же нелепо, как "более красивейший". Большой привет режиссёрам "Самого лучшего фильма".

7. "Занять" - это взять взаймы! "Займи мне денег" - неверно. Нельзя занять КОМУ-ТО, можно только У КОГО-ТО. "Одолжи мне денег", "Можно мне занять у тебя?" - правильно.

8. "В течениЕ" (какого-то времени, в продолжение), но "в течениИ" (например, реки, течение как направление в искусстве). Обратите внимание, всегда раздельно!

9. АДронный коллайдер! Не "АНдронный", кто такой этот "Андрон"? Адроны - это элементарные частицы, в их честь и был назван коллайдер. "Коллайдер", кстати, с двумя "л".

10. ВыИграть! Не выЙграть! Искренне не понимаем, что движет людьми, которые ставят туда "Й". Проверочное слово - ИГРА.

11. Как правильно: "едь" или "ехай" или " езжай"? Никак! Повелительная форма от глаголов "поехать" и "ехать" будет только "ПОезжай" или "ЗАезжай", "ПРИезжай" и т.п.. Употребление слова "езжай" без приставки считается допустимым, но нежелательным в разговорной речи.

12. Все, кто еще говорит "ИХНИЙ", будут гореть в аду!

13. За написание "извЕни" вместо "извИни" пора вводить денежные штрафы.

14. Сомневаетесь, как верно: "ложИть" или "лОжить"?
Правильно: ПОложИть (-ложить только с приставками!) и класть (строго без приставки!). Например, "я кладу на ваши правила и нормы" или "я положИл на русский язык ещё в школе".

15. Девушки, не продолжайте общение с человеком, который пишет вам "ты симпОтичная девчЁнка". Помогите естественному отбору!

16. "Что бы мне ОДЕТЬ?" - можно думать только Юдашкину. Ну, вспомните же: "надеть носки" - "снять трусы", "одеть Машу" - "раздеть Катю". Поэтому правильно: "Что бы мне НАДЕТЬ?".

17. Не подменяйте "извините" на "извиняюсь". "Извините" - я был не прав и прошу меня извинить, "извиняюсь" - я уже себя извинил за эту ерунду, а вы как хотите.

18. "Тебе это нравиТЬся?"- "Нет, мне не нравиТЬся!" - это ужас!
Итак, вспоминаем школьную программу. Если глагол отвечает на вопрос "что делаЕТ?/что сделаЕТ?", то мягкий знак НЕ НУЖЕН. А если - на вопрос "что делаТЬ?/что сделаТЬ?", то мягкий знак НУЖЕН. Вот так вот, грамоте учиТЬся всегда пригодиТся.

19. Правильно ставьте ударения в словах:
красИвее (не красивЕе), жалюзИ (не жАлюзи), крЕмы (не кремА), цепОчка (не цЕпочка), поварА (не пОвары).

20. Кто С Москвы? Шагом марш в деревню!
Литературная норма: я ИЗ Брянска, ИЗ Смоленска, ИЗ Екатеринбурга. "С Москвы" - просторечие.

21. "По-моEму", "по-твоEму" - пишется ЧЕРЕЗ ДЕФИС! Никаких "помойму" и прочей ерунды!

22. Запомните!
Поздравляю с (чем?) днём (чего?) рожденИЯ! Иду (куда?) на день (чего?) рожденИЯ! Был на ДНЕ рожденИЯ. Никаких "иду на день рожденИЕ", "поздравляю, с днем рожденИЕм" и подобной ереси. Причем, все слова пишутся с маленькой буквы.

22. Правильно говорить: "Я люблю МОРОЖЕНОЕ (не мороЖНое, не морожЕННое). Я хочу ПИРОЖНОЕ (не пирожЕНое, не пирожЕННое)".

23. Запомните, как пишутся слова:
всё-таки, вряД ли, пОТихоньку, ВКратце, иЗРедка, неужТО, как будтО, ВПоследствиИ. Да, они пишутся именно так!

24. Классика. "ПозвонИшь мне?" - ударение всегда на последний слог! Без исключений! Проверяем песней "ПозвонИ мне, позвонИ".

25. Не говорите "сосисЬки", в этом слове в помине не было мягкого знака.

ГРАМОТЕ УЧИТЬСЯ - ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ

(Познавательная игра)

Цель : прививать любовь к великому русскому языку, по­вышать общую языковую культуру, развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оформление класса : перед познавательной игрой ка­бинет готовится следующим образом:

    расставляются столы и стулья для двух команд и жюри;

    на доске размещаются заранее приготовленные на ватмане названия игры и команд;

    на доске пишутся слова для конкурса знатоков ударения;

    на столах, за которыми сидят участники игры, ставятся таб­лички с названием команд.

Поговорки написаны на карточках:

Непродуманное слово - что недозрелое яблоко;

Лучше столкнуться ногою, нежели словом;

Слово толковое стоит целкового;

Слово - знак ума.

Форма п р о в е д е н и я: познавательная игра для учащихся

10 кл. по русскому языку.

Подготовка к занятию:

    Написать на листах ватмана название познавательной игры;

    Подготовить таблички с названиями команд;

    Подготовить для последнего (V) конкурса анаграммы - листы с заданием для каждой команды;

    Подготовить подарки для награждения команд;

    Пригласить на занятие в жюри учителей русского языка.

Ход игры

I. Организационная часть.

Сообщение о теме и целях урока.

Выучи русский язык!

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих ленинских книг.

Русское слово - свободы зарница.

Выучи русский язык!

1-й ведущий . С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок

еще не научился как следует говорить, а он уже слышит мамины

песенки и прибаутки, бабушкины сказки.

А сказки и прибаутки - это язык.

Мы вырастаем, идем учиться в школу, в институт - целое море слов, океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые

узнаем о том, чего еще не видели (и, возможно, никогда не увидим).

Через слова мы узнаем, какие мысли были у наших предков.

Мы имеем возможность обращаться к нашим правнукам, которые

будут жить спустя века после нас. И все это благодаря словам.

А слова составляют язык. Ребята, а как бы вы ответили на вопрос:

что же такое слово? (Ответы учащихся.) ]

А по определению Владимира Ивановича Даля, удиви­тельного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего замечательного словаря, слово - «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетательными звуками, словесная речь». И сегодня мы будем «разумно» общаться и познавать богатства русского языка. Для начала разделимся на две команды, дадим нашим командам названия.

2-й ведущий.

А пусть это будут слова, которые прозвучат в одном смешном анекдоте про русский язык.

Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель го­ворит детям (говорит с подражанием грузинскому акценту): «Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель» и «нашель» пишутся без мягкого знака на кон­це. А слова «сол» и «фасол» - с мягким знаком. Обязательно за­пишите, дети, потому что запомнить это невозможно». Пусть наши команды будут носить названия «Соль» и «Фа­соль».

1-й ведущий. Согласен. Сегодня участникам встречи пред­стоит пройти через увлекательные веселые задания. А судить, кто лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в со­став которого вошли... (представляет членов жюри).

2-й ведущий. Предлагаю наши соревнования начать с шут­ливой, но хитрой разминки.

II. Конкурсная программа.

Разминка.

      Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква «ц».)

      Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Вчера, сегодня, завтра, по­слезавтра, послепослезавтра.)

      В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (Стонет.)

      Что общего у дня и ночи? (Мягкий знак в конце слов.)

      Что находится между горой и оврагом? (Буква «в».)

      Используйте слово язык в разных смысловых значениях. (Длинный язык, корявый язык, иностранный язык г заливной язык, и т. д.)

Ведущий. Итак, поразмялись, начнем конкурсную про­грамму.

Конкурс знаков ударения.

К доске, на которой заранее записаны слова в два столбика, приглашаются участники, которым нужно правильно расставить в словах ударения.

Алфавит; Квартал;

портфель; документ;

магазин; эксперт;

каталог; каламбур;

бармен; свекла;

арахис; феномен;

баржа. творог.

2-й ведущий. А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться послови­цами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять по­словицы и поговорки в своей речи.

Конкурс знатоков поговорок и пословиц.

        В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.)

        Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)

        Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, кото­рое неизвестно, когда было, да и было ли вообще? (На воде ви­лами писано.)

        Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)

        Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец - пригодится напиться.)

6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, что рано вставший успевает больше сделать за день? (Кто рано вста­ет, тому Бог подает.)

К предложенным пословицам разных народов будем под­бирать соответствующую по смыслу русские пословицы.

          Дагестанская: Торопливым людям не хватит мудрости. {Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

          Киргизская: Потихоньку далеко пойдешь, а пляской-уста- нешь. (Тише едешь - дальше будешь.)

          Таджикская: Еще не знал никто и никогда роз без шипов, а удачу без труда. (Без труда не вынешь рыбку из пруда.)

          Каракалпакская: Если кривы дерева, то и тень от них крива. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

          Украинская: И живи до старости, и учись до старости. (Век живи - век учись.)

          Малайская: Кончил шить - оборвал нить. (Кончил дело - гуляй смело.)

          Киргизская: Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. (Каков человек, таковы и его дела.)

          Удмуртская: Слово не стрела, а сердце пронзает. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

1-й ведущий. Попрошу наше уважаемое жюри объявить результаты команд за два конкурса (жюри называет результаты).

Конкурс «В погоне за существительным».

1-й ведущий. Сейчас в течение одной минуты вам надо будет написать как можно больше имен существительных, обо­значающих качества человеческого характера. Нужно, чтобы эти слова заканчивались на «ость». Располагать их нужно в два стол­бика: качества положительные и отрицательные.

Например: положительное - храбрость , отрицательное - трусость.

Задание понятно? Тогда приготовились. Начали. (По исте­чении одной минуты идет подсчет ответов.)

2-й ведущий. Среди слов, как и среди людей много одно­фамильцев. И называются они омонимы. Слова звучат одина­ково, но различаются по значению. Поэтому омонимы нередко служат материалом для загадок-шуток.

Конкурс загадок-шуток.

            В какую бочку не нальешь воды? (В бочку - фигуру пило­тажа.)

            В какой клетке не держат птиц и зверей? (В тетрадной клетке.)

            Из какого крана не берут воду? (Из подъемного крана.)

            Какой вид литературного произведения обозначается муж­ским именем? (Роман.)

            Каким патроном не зарядишь ружье? (Патроном для лам­почки.)

            В каких лесах не водится дичь? (В строительных лесах.)

            Каким поясом нельзя подпоясаться? (Географическим.)

            Из какого сосуда не напьешься? (Из сосудов в теле чело­века.)

Конкурс «Анаграммы».

1-й ведущий. Следующее задание - анаграмма. Вот вам листочки с заданием, а я объясню, что такое анаграмма. Для то­го, чтобы решить анаграмму, надо отгадать два слова. Причем из первого слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Мы даем по одной минутке командам на раздумье и решение анаграмм.

1. С одним порядком букв Его увидеть можно в поле. Большое спелое зерно К земле его там клонит.

С другим порядком - в высоте Летит он хищной птицей, И с ним в проворстве, быстроте Едва ли кто сравнится. (Колос - сокол.)

              2. Со мною каша лучше станет, Оближет пальчики едок. Но буквы поменяй местами. Я превращусь в древесный сок. (Масло ~ смола.)

2-й ведущий:

А сейчас предлагаю решить следующие задачи:

а) Отделите плод от растения.

СОШИСНШАКА (Шишка, сосна.)

б) Растворите белое в прозрачном. СВОАДХАРА

(Вода, сахар.)

в) Уберите горячее - останется холодное. КИАЙПЯСТОБЕКРГ

(Кипяток, айсберг.)

г) Найдите друга и врага Буратино. МИБАЛЗЬВИИЛИНОА

(Малъвина, Базилио.)

1-й ведущий:

Какие ошибки допущены в следующих примерах? Исправь­те их.

а) Ты мне позвонишь завтра? (Позвон и шь.)

б) Не ложи книгу на стол. (Клад и .)

в) Ихние родственники приедут через месяц. (Их.)

г) Все смотрим на доску. (На д о ску.)

д) Сейчас повторим материал. (Повтор и м.)

е) Откройте форзац учебника.о рз а ц.)

2-й ведущий:

Вопросы-шутки:

а) Есть ли ноги у газеты, книги? (Наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (га­зету) вверх ногами.)

б) В каком фразеологизме упоминается таблица умножения? (Ясно, как дважды два четыре.)

в) Что общего между словами: дуга, бараний рог, три поги­бели?

(Они все сочетаются с глаголом согнуть.)

                  Известно, что последние минуты жизни А. С. Пушкина прошли рядом с В. Далем. Какие предметы остались у Даля на память о Пушкине?

(На память о Пушкине достались Далю перстень, кото­рый поэт называл своим талисманом, и простреленный черный сюртук.)

Конкурс «Эрудитов»

    В состав какого молочного продукта входит коровий рог? (Творог.)

    Какое животное ходит во фраке? (Рак - фрак.)

    Какое средство передвижения можно моментально выре­зать из скатерти? (Катер - скатерть.)

    Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сде­лать стол? (Убрать букву в: ствол - стол.)

    В каком цветочке разместилась целая страна? (Настурция.)

    Какая река течет от буквы А до буквы Я? («От буквы А до буквы Я течет река Аму-Дарья». С. Маршак.)

    Какая часть линейки очень быстро тает на солнышке? (Средняя часть - линейка.)

    Какой овощ обязательно нужен для изготовления каблу­ков? (Лук - каблук.)

    Где всегда прячется лев: справа или слева от вас? (Слева.)

    Какое очень опасное устройство вмонтировано во все ил­люминаторы кораблей и самолетов? (Мина - иллюминатор.)

    Какое нежное, сладкое фруктовое лакомство входит в со­став железа? (Желе - железо.)

    Кто всегда живет во дворце? (Вор - дворец.)

    Какой президент живет в избушке? (Президент США Буш - избушка.)

    Что нужно поменять местами в карете, чтобы она смогла летать? (Буквы К и Р: карета -ракета.)

    С какой рыболовной снастью всегда ходит оленевод? (С неводом - оленевод.)

    В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит? (В гимназии.)

    Как зовут каждую из трех очень упрямых девочек, одна из которых никогда не выходит из комнаты, другая - из квар­тиры, а третья - с веранды? (Ната - комната, Ира - кварти­ра, Вера - веранда.)

    Какая часть тела человека находится в воротнике одеж­ды? (Рот, а не шея - воротник.)

    Какое водопроводное устройство спрятано внутри каждой подушки? (Душ - подушка.)

    Какое огромное животное, растянувшись, занимает больше половины Китая? (Кит ~ Китай.)

    Какое крупное рогатое животное целиком помещается внутри червяка? (Як - червяк.)

    Из каких цветов пчелы вместо нектара ром попивают? (Из ромашек.)

    В каком южном фрукте помещается человек? (В персике - персик.)

    Какие две буквы могут мгновенно превратить бегущего лыжника в камень? (Буквы Б и У-булыжник.)

    Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека? (Вол и осы - вол-осы.)

    Как одной крошкой накормить досыта всю семью? (До­бавить к ней букву «о» и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам.)

    Что занимает ровно половину любого острова? (Ров - остров.)

    Какая буква, попав в икру, делает ее пожароопасной? (Буква с: икра - искра.)

III. Подведение итогов.

2-й ведущий. Наш конкурс подошел к концу. Прошу жю­ри огласить результаты последних трех конкурсов и общий итог встречи. (Жюри подводит итоги и награждает победителей.)

1-й ведущий. Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня познакомились, - это всего лишь капля в море слов.

Но, возможно, эта капля приведет нас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

Мы пользуемся присказками, поговорками и пословицами в нашей повседневной речи, прибегаем к ним, когда хотим вы­сказать нашу мысль более красочно, ярко, сослаться на похожую ситуацию, которая сложилась в давние времена, и была приду­мана людьми. И поэтому, уж если «полез» за словом в карман мудрых людей, делай это с умом.

Помните:

слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, емкие, многозначные слова русского языка.







2024 © styletrack.ru.