Кто учился в царском селе. Открытие лицея. Поступление в лицей


Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет…

А. С. Пушкин

В 1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Родителям пора было задуматься об образовании их сына. Знакомый семьи Пушкиных Александр Иванович Тургенев сообщил, что в Санкт- Петербурге открывается новое учебное заведение - Императорский Царскосельский лицей. Александр I учредил Лицей благодаря хлопотам видного деятеля той эпохи М. М. Сперанского, который задумал его в качестве привилегированного учебного заведения, предназначенного для обучения и воспитания «юношества благородного происхождения», т. е. дворян, с тем чтобы по окончании Лицея выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной».

Название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, главного города Древней Греции. В античные времена там стоял храм Аполлона - бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии. В саду храма находился знаменитый «гимнасий», где его основатель, великий древнегреческий философ Аристотель, учил юношей мудрости и наукам. Императорский лицей в Санкт-Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).

В это новое учебное заведение родители и решили отдать сына. Во второй половине июля 1811 года дядя Пушкина, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин, вместе с племянником выехали из Москвы в новую, Северную столицу.

12 августа 1811 года Александр Пушкин выдержал экзамен и был принят в Лицей в числе 30 воспитанников (окончили Лицей при первом выпуске 29 юношей). 19 октября состоялось открытие Лицея. Этот день стал священным для Пушкина, который впоследствии придал ему значение огромного исторического события в жизни России и в своей судьбе, воспев его в стихах.

Обстановка открытия нового учебного заведения была торжественной: воспитанники, преподаватели и именитые гости, приглашённые в актовый зал, увидели большой, покрытый красным сукном с золотой бахромой стол, помещённый между колоннами, а на нём роскошно убранную грамоту об основании Лицея. Значительность совершаемого действия подчёркивалась присутствием государя императора и высших сановников государства. Это чувствовали и лицеисты, и их профессора и наставники.

Сначала слово было дано директору Лицея В. Ф. Малиновскому, сыну которого, как и Александру Пушкину, предстояло обучаться в Лицее. Профессор Н. Ф. Кошанский представил лицеистов Александру I. Горячую речь произнёс профессор А. П. Куницын.

После открытия гостей пригласили осмотреть помещения Лицея. На первом этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором - столовая, буфетная, больница, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на третьем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека с ломберными столиками и стульями с кожаными сиденьями, газетная комната, на четвёртом - комнаты воспитанников, обставленные весьма скромно: стол с необходимыми принадлежностями (чернильницей, свечой и щипцами для снятия нагара со свечи), конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, зеркало, умывальник.

По принятии в Лицей воспитанникам объявили правила поведения и распорядок пребывания.

Воспитанников облачили в синие двубортные сюртуки с красными стоячими воротниками, с красным кантом на манжетах; каждый носил синий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны синего сукна; ноги обули в полусапожки.

Лицеистам объявили, что до окончания шестилетнего срока обучения никто не должен покидать Лицея или выезжать из него. Родственникам разрешалось посещать воспитанников только по праздничным дням.

День лицеистов начинался в шесть часов утра. После утренних процедур лицеисты шли на молитву. С семи до девяти - занятия («классы»). В девять часов утра - чай. С десяти до двенадцати - снова занятия. От двенадцати до часу - прогулка. В час - обед. От двух до трёх дня - чистописание или рисование. От трёх до пяти - другие уроки. В пять - чай и затем (до шести) прогулка. Далее до половины девятого вечера - «вспомогательный класс» (повторение уроков). В половине девятого - ужин. После ужина до десяти - отдых. В десять лицеисты шли на вечернюю молитву и потом отходили ко сну. Утреннюю и вечернюю молитву читали по очереди.

Пушкин занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина.

Лицей по уровню даваемых знаний приравнивался к университетам. Обучение в нём было рассчитано на шесть лет - первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, последующие три года - предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического. Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе - учиться и жить «Для общей пользы». Программа занятий была весьма насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».

Программа Лицея включала разнообразные предметы. Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук. Занятия продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1 июля по 1 августа).

В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам. В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимым другом стал Дельвиг, он сохранил дружеские связи с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским и другими лицеистами.

Лицей был основан в ту пору, когда Россия переживала национально-патриотический подъём. В стране возникли идеи отмены крепостного права, ограничения власти царя, мысли о главенстве законов и строгом их соблюдении. Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю нацию, вставшую на защиту Отечества и жаждавшую поражения захватчиков. Лицеисты вместе со всеми радостно, восторженно праздновали победу русского оружия, изгнание Наполеона с родной земли и взятие Парижа. Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Пушкин навсегда остался верен свободолюбивому духу Лицея, лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село - колыбелью своей музы. «Отечество нам Царское Село», - скажет он спустя годы.

Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, двенадцать - в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел.

После выпуска все собрались у директора Лицея Энгельгардта, чтобы провести вместе последний лицейский день.

Лицейские годовщины у Пушкина

День основания Лицея- 19 октября 1811 года - ежегодно отмечался лицеистами первого выпуска. Пушкин бывал на лицейских сходках в 1817-1819 годах, в 1820-1826 годах отмечал «Лицея день заветный» в одиночестве, вспоминая своих друзей и посылая им приветы в стихотворениях, посвящённых лицейским годовщинам. В 1827 году, возвратившись из ссылки, он празднует «серебряную» годовщину Лицея - 10 лет со дня его окончания. День Лицея поэт отмечал вместе с другими лицеистами в 1832, 1834 и 1836 годах. Лицейским годовщинам Пушкин посвятил несколько стихотворений: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827 года» («Бог помочь вам, друзья мои…»), «Чем чаще празднует Лицей…», «Была пора: наш праздник молодой…».

Лицейские профессора у Пушкина

Воспитание лицеистов возлагалось на шестерых профессоров, священнослужителя, преподававшего Закон Божий, двух адъюнктов и шестерых учителей для изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкину особенно запомнились А. П. Куницын, читавший нравственные и политические науки; И. Ф. Кошанский, преподававший латинскую и русскую словесность; А. И. Галич (он заменил заболевшего Кошанского), знаток древнего и нового искусства; Д. И. де Будри, знакомивший лицеистов с французской словесностью; Ф. М. Гауеншильд, профессор немецкой словесности; И. К. Кайданов, профессор исторических наук, лекции которого были интереснее его учебников. В числе преподавателей был и профессор математических и физических наук Я. И. Карцов.

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию - и мёртвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

Лицейская лирика Пушкина

В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Поэт следует лирике Державина, Жуковского, Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению. Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки. Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» - первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» - первое печатное произведение).

В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая будет жить и в поздних стихотворениях поэта.

Ответы на вопросы о периоде обучения Пушкина в лицее

2. Расскажите о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие; каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от воспитанников и др.).

Своё название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, где в древние времена находился храм Аполлона (бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии), в саду которого размещался известный «гимнасий» Аристотеля. Императорский лицей в Санкт- Петербурге, по плану его учредителей, был символическим продолжением славных традиций древнего Лицея.

Александр I организовал Лицей благодаря хлопотам М. М. Сперанского, который замыслил его в качестве привилегированного учебного заведения, созданного для обучения и воспитания дворянских деток, с тем, чтоб по окончании Лицея его выпускники были бы причастны к «важным частям службы государственной».

Открытие Лицея состоялось 12 октября 1811 года, на обучение в нём было принято 30 мальчишек. Обстановка открытия нового учебного заведения была праздничной, тут находился сам правитель и высшие сановники страны. Перед гостями с праздничными речами выступили директор Лицея В. Ф. Малиновский, доктора Лицея Н. Ф. Кошанский и Куницын.

Вот каковы были помещёния Лицея. «На нижнем этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором - столовая, буфетная, поликлиника, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на 3-ем - актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека <…>, газетная комната, на четвёртом - комнаты воспитанников, обставленные очень робко: стол с необходимыми принадлежностями, конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, умывальник».

Форма воспитанников Лицея смотрелась так: голубые двубортные сюртуки с красноватыми стоячими воротничками, с красноватым кантом на манжетах, голубий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинноватые штаны голубого сукна, полусапожки.

День лицеистов начинался в 6 утра: утренние процедуры, молитва. 7.00-9.00 - занятия. 9.00 - чай. 10.00-12.0- занятия. 12.00-13.00 - прогулка. 13.00 - обед. 14.0- 15.00 - чистописание либо рисование. 15.00-17.00 - другие уроки. 17.00 - чай, потом до 18.00 - прогулка. 18.0- 20.30- повторение уроков. 20.30 - ужин, после до 22.00 - отдых. 22.00 - молитва и отход ко сну.

По уровню познаний Лицей равнялся к вузам. Обучение в нём было рассчитано на 6 лет.

Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском лозунге - обучаться и жить «для общей пользы».

3. Каких лицеистов - друзей Пушкина вы знаете?

И. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Малиновский.

4. Что вы можете рассказать о лицейских профессорах?

Всего в Лицее было 6 профессоров, один священнослужитель, два адъюнкта и 6 учителей изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкин в особенности запомнил А. П. Куницына (нравственные и политические науки), Н. Ф. Кошанского (латинская и российская словесность) и заменившего его А. И. Галича (знаток старого и нового искусства), Д. И. де Будри (французская словесность), Ф. М. Гауеншильда (германская словесность), И. К. Кайданова (исторические науки), Я. И. Карцова (математика, физика).

5. Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?

Лицеисты после выпуска всегда встречались 12 октября. Пушкин очень ценил эти встречи и даже написал несколько стихотворений по этому поводу.


Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто. Пушкина привезли в Царское Село 12 августа 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. По своим литературным взглядам Василий Львович был убежденный карамзинист и враг всех литературных «староверов» во главе с Шишковым. Из Москвы в Петербург он ехал не только для сопровождения племянника, но и для того, чтобы поскорее напечатать одно из своих полемических литературных посланий Шишкову. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил всё то время, пока готовился к экзаменам в лицей.

Открытие лицея

Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял. Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя: А. П. Куницын, А. И. Галич и другие. Интересно, что в 1816 году в Петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены «Союза спасения»: Пестель, Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские учителя: Куницын и Галич. На праздновании торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына.

В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «была пора….» (1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына - скажет, потому что всегда о ней помнил: Вы помните, когда возник Лицей, И царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием царственных гостей… В своей речи Куницын призывал – и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в частности, в его оде “Вольность” – превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Большие надежды, которые на него возлагались, лицей, безусловно, оправдал. Но не так и не в этом смысле, в каком думал император Александр I. В историю России лицей вошел как одно из самых замечательных явлений русской культуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвещенных слуг государства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всей русской поэзии, потому, что из его стен вышли такие великие патриоты и мученики свободы, как Кухельбекер, Пущин и другие.

Первые впечатления и новая жизнь

Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию лицеистов их тесный дружеский круг. Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященными этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения Дома. Лицей, лицейские друзья, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина. Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее.

В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и духовной открытости (к той открытости, без которой не может быть истинного поэта); прогулки по садам лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре (что нашло потом сильное отражение в поэзии Пушкина). Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии в значительной степени, нежели это могли сделать домашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними хорошими и плохими учителями. В лицее были возможности свободного и естественно-непринужденного приобщения к культуре и – что не менее важно – приобщение всем дружеским кругом, вместе. Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кухельбекер. Двое из них были поэтами. Все лицейский друзья Пушкина - и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин «постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.» Эта лицейская дружба скрепила их своим союзом на всю жизнь!!! Они были близки не только в лицее, но и после его окончания…Их союз только ещё сильнее укрепился. В течение всей жизни они помогали и поддерживали друг друга…Искренность и теплота остались с ними навсегда!!!

Весной 1817 года закончился лицейский курс. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Грозные времена и грозные судьбы ждали впереди и Пущина, и Кюхельбекера, и Дельвига, и самого Пушкина. И всегда, как бы тяжело ни складывалась их жизнь, голосом радости и утешения был для них голос верной лицейской дружбы…



Лицей (с большой буквы)

Для наших просвещённых соотечественников всегда было два написания для учебных заведений, начало которым положил у нас император Александр I основанием в Царском Селе, под Санкт-Петербургом, необычной, высокого уровня школы для мальчиков, уже умеющих читать и писать, сведущих в мировой истории и сносно изъяснявшихся по-французски и по-немецки. Это элитное заведение, торжественно открытое 19 октября 1811 года (200 лет назад!) в присутствии государя, членов царской семьи, министра просвещения, высших сановников и «прочих первенствующих лиц», получило название Императорский Царскосельский лицей.

Но после 1843 года, когда заведение, переименованное в Александровский лицей , перевели в столицу, где он просуществовал до мая 1918 года, всё чаще в разговорах и частной переписке стало звучать название «Пушкинский ». Но только когда речь заходила именно о той, ставшей легендарной школе, чья фантомная тень навсегда осталась в умолкнувшем флигеле, откуда летом 1817 года был выпущен для служения Отечеству Александр Пушкин, со товарищи. Именно тот, с 32-летней историей, и при этом вечный Пушкинский лицей, получил и укороченное до одного слова название Лицей. Да, с прописной буквы , в отличие от других «старорежимных» лицеев, например, от Одесского. Тем более лицеи, произросшие из захудалых десятилеток один за другим после перестройки и отличные от последних лишь вывеской, вряд ли смогут претендовать и через 100 лет на прописную «Л». Такую честь надо заслужить. Возражающий мне может сослаться на то, что Пушкины не каждое столетие рождаются. Согласен, только не в одном выдающемся выпускнике причина такой чести. Есть другие причины. Об этом и поговорим.

Мнение электронного ума

Помнится, несколько лет назад попалось мне на глаза любопытное сообщение в неком печатном издании. К досаде своей, не удосужился сделать выписку из прочитанного, отметить дату публикации и само издание. Теперь просто пересказываю, по памяти. Сообщалось, что в один «электронный мозг» (из самых «умных» на то время) некие энтузиасты от образования заложили, сколько могли собрать, сведения о высших учебных заведениях мира от Академии Платона и Ликея Аристотеля до нынешних прославленных университетов развитых стран. А потом спросили, какой из вузов оказался за эти почти 24 века наиболее совершенным по основным показателям, характеризующим уровень учебного заведения. Вопрошаемое творение человека последних лет ХХ века, как положено, подумало и уверенно ответило: Лицей в Царском Селе . Притом, помнится, такой вывод был сделан для начального периода этого учебного заведения. Такая вот для нас честь, соотечественники. Жаль, что касается она прошлого. Я запомнил сам факт, но цепочка рассуждений и доказательств в моей памяти, разумеется, распалась.

Давайте вместе с вами, читатели, пороемся в ворохе доступной нам информации. Может быть, и найдём если не то самое-самое, что позволило «умной машине» сделать такой вывод, то обнаружатся какие-нибудь особенности, позволяющее Пушкинскому (именно Пушкинскому!) лицею (или просто Лицею) занять выдающееся место в ряду учебных заведений всех времён. В чём секрет совершенства Лицея, если не абсолютного, то относительного по сравнению с известными учебными заведения университетского уровня? Возможно, приблизиться к удовлетворительному ответу на этот вопрос нам поможет знакомство с сохранившимися документами, с воспоминаниями лиц, причастных к Лицею.

Царская задумка

На самом деле автором проекта был сын сельского священника М.М. Сперанский, который, получив должность Государственного секретаря в 1810 году, стал вторым властным лицом в империи. Но второй - не первый. Так и вижу его, входящим к первому (Александру) с идеей. Изложение её свежий сановник, предполагаю, начал таким вступлением: «Как вы изволили пожелать, ваше императорское величество, я кое-что добавил Вашему проекту...» Разумеется, «своего проекта» царь вспомнить не мог, поэтому ободряюще улыбнулся глазами (знаменитая александровская «улыбка глаз»), мол, продолжайте, любезнейший Михал Михалыч. Тот вдохновенно зачастил:

«Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной "» (эта фраза войдёт в первый пункт лицейского устава). По замыслу реформатора, ставшего «замыслом» самодержца, доигрывающего юношескую роль республиканца, создавалась высшая дворянская школа для всесторонней подготовки как чиновников высокого ранга, так и высокообразованных военных, дабы русская «наука побеждать» превратилась действительно в науку.

Втайне попович-реформатор мечтал о воспитании государственников, способных преобразовать самодержавную, крепостническую Россию в государство равных перед законом сословий, с лично свободными гражданами, с просвещённым монархом во главе. А просвещать наследников престола и других детей августейшего семейства хозяева Зимнего дворца решили сначала в том же лицее. Но эту затею сорвала мать-императрица, когда доведалась, что, по капризу её царствующего сына, в учебных классах, рядом с отпрысками старинных аристократических родов, будут сидеть чуть ли не «подлые».

Намечалось строго требовать с будущих выпускников основательных знаний энциклопедического характера. Упор делался на гуманитарные и юридические науки. Первые тогда назывались «нравственными». Под ними подразумевались «...все те познания, которые относятся к нравственному положению человека в обществе и следовательно - понятия об устройстве гражданских обществ, и о правах и обязанностях, отсюда возникающих» (из устава Лицея). Лицеист виделся не просто копилкой знаний. От него требовалось научиться мыслить и воспитать в себе, с помощью наставников, потребность трудиться для блага Отечества.

Начало - заявка на успех

Отбор в Лицей прошёл один из десяти соперников. Экзаменовали с пристрастием, поскольку зачисленным подросткам, в основном, 10-12 лет, предстояло за первые три года пройти курс старших классов гимназии, а за последующие три - университетские курсы словесного, нравственно-политического и физико-математического факультетов. Обширная программа гармонично соединяла гуманитарные и точные науки. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, даже больше, ибо новая в России школа - это особое, единственное в своём роде учебное заведение. Оно - Лицей! И этим всё сказано.

При одинаковых знаниях двух конкурентов предпочтение отдавалось тому, кто, по социальному положению семьи, более нуждался в обучении на казённый счёт. Таким образом, в первом лицейском наборе оказались княжич из Рюрикова рода и сын нетитулованного гусара из Полтавы, несостоятельного однодворца, владельца одной «души». Это делалось гласно. Это было первым уроком справедливости, добра и сострадания. Спустя шесть лет, при выпуске из Лицея, один из двух претендентов на большую золотую медаль, самолюбивый, настроенный на карьеру юноша, со связями, из богатой семьи, добровольно уступит вожделённое золото равноценному претенденту, более в нём заинтересованному, мужественно удовлетворится второй по значению медалью. Вот «святое братство» (по А.Пушкину) на деле.

Ещё один важный урок получили лицеисты на торжественном открытии Лицея. Его преподал адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, подведший итог программной речи словами: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Присутствующие, в том числе подростки, обратили внимание на то, что в присутствии Александра I оратор ни разу не упомянул государя, что было случаем небывалым, так как лесть в адрес власть имущих везде и всегда считалась и считается уместной. И ещё стало известно воспитанникам: приятно удивлённый император на следующий день прислал Куницыну Владимирский крест. Выходило, такой поступок поощряется, как доблесть, как поступок чести. Это запомнилось лицеистам на всю жизнь.

Устройство Лицея - повод для размышления

Для прирождённых добытчиков знаний ломоносовского типа состояние, внешний вид школьного здания имеет второстепенное значение. Было бы где учиться. А холод в тесных классах, протекающая крыша, мышиный писк под гнилым полом, оконца с мутными стёклами, за которыми серая стена соседнего строения; тем более, архитектурная эстетика не столь важны, когда цель благородна. Но, согласитесь, грызть науки легче, веселей в тепле и сухости под высоким потолком просторного помещения, у большого окна с видом на солнечную даль.

Устроители Лицея, в поисках подходящего помещения, остановились на пристройке Екатерининского дворца. Место на границе обширного парка и уютного царского городка, наречённого под пасторальное настроение селом. Знаменитый архитектор Стасов, изменив интерьер устройством просторных, светлых зал, приспособил четырёхэтажный флигель под школу. Самая маленькая классная комната воспринимались как зальце. Внизу разместились хозяйственники, наставники и гувернёры. Бельэтаж отвели под канцелярию, столовую и больницу; здесь находился конференц-зал, в котором прославленный «старик Державин» «заметит и благословит» на поэтическое служение кудрявого лицеиста. Третий этаж учебный - классы, кабинеты, библиотека, читальня, зал для отдыха и забав. На самом верху, под чердаком, устроили общежитие с отдельными «нумерами» для пансионеров : железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Моя студенческая келья , - окрестил свой «нумер» 14 его жилец с острым язычком.

Даже те ученики, которые привыкли к домашней роскоши, переступив порог Лицея, были поражены убранством помещений: редкий в те годы паркет на средних этажах, обилие зеркал во всю стену, мебель, обитая узорчатым шёлком. Подъезжающие к флигелю впечатлялись видом живописного парка, в котором эстетические образы античности соседствовали с памятниками русской славы екатерининской эпохи. Всё вокруг - фундаментальные учебные пособия. Над прудом возвышалась Чесменская колонна, воздвигнутая в память одноименной победы русского флота над турецким в Средиземном море 41 год тому назад. Дольше других не спускал с неё глаз один из новоиспечённых студентов; он знал: среди героев сражения значится дядя его маменьки, Иван Ганнибал.

Может ли теперешний школяр или студент, избалованный двух (а то и трёх)-месячными летними каникулами, да ещё осенними, зимними и весенними, наслаждающийся бездельем двух выходных в неделю, представить себе учебный год длиной в 11 месяцев на протяжении шести, без малого, лет? Единственные каникулы - в июле (домой не отпускали; посещение родственниками - по особому распоряжению, в праздничные и воскресные дни. Но летом Царское Село становилось маленьким Птербургом, было людно и весело). Без классов (но не без учёбы) только воскресенье, в праздники. Уроки - семь часов в день (правда, с продолжительными перерывами), ещё повторение, закрепление пройденного. С первого взгляда кажется, что такая нагрузка на юный организм непомерна, что, в лучшем случае, она может вызвать лишь отвращение учащегося от наук. Однако ни один лицеист этим не отличился. Почему? Эффект лёгкого восприятия отнюдь не лёгкого ученья достигался его распределением во времени, чередованием с продолжительными прогулками и занятиями спортом. Наконец, возможностью отдохнуть от обязательных предметов, занимаясь любимыми искусствами, чтением, играми. Чтобы не быть голословным, обращаю внимание читателей на распорядок дня лицеистов.

Поднимали их в шесть утра. Один час на туалет и молитву. От 7 до 9 часов - классы. Потом чай с булкой и первая прогулка, в любую погоду. С 10 до 12 опять классы, за ними следует вторая прогулка до первого часу пополудни. Возвращаются к обеду из трёх блюд. С 14 до 15 часов отдых сменой занятий: чистописанье или рисованье. И вновь уроки до 17 часов, чай, третья прогулка. После нё садились за повторение уроков; отстающие шли в вспомогательный класс. Успешные читали, делали журналы, занимались художественным творчеством, состязались по иностранным языкам. В половине девятого шли ужинать (два блюда). Потом отдых и развлечения. По словам Ивана Пущина, «мячик и беготня». Вообще, увлекались тогда купанием и коньками, верховой ездой, фехтованием и «танцеванием», гимнастическими упражнениями. К ночи так приятно перетруждались, что в 22 часа валились на койки замертво под мерные шаги дежурного дядьки в коридоре. Физическому здоровью способствовала строгая гигиена. Лицеисты по субботам ходили в баню. Неопрятные в классы, к общему столу не допускались, обслуга поддерживала чистоту платья и личных комнат. За провинности тягчайшим наказанием была изоляция в «нумере» с приставленным у дверей дядькой. О розгах и речи не велось, что отличало Лицей даже от Благородных пансионов. Словом, ничего в Лицее не было в тягость для питомцев. Во всём царила гармония.

«Науки », которые «юношей питали »

В гармонии между собой находились и отобранные для изучения науки. За два трёхгодичных курса первые 29 лицеистов изучали нравственные дисциплины (Закон Божий, этику, логику, правоведение, политическую экономию); словесные - риторику, российскую, латинскую, французскую, немецкую словесность и языки; предметы исторические, куда кроме российской и всеобщей истории, входила физическая география; математические дисциплины (собственно математику, начала физики и космографии, математическую географию и статистику); наконец изящные искусства (здесь главное чистописание, рисование и танцы, музыка), к которым относились и гимнастические упражнения, включавшие фехтование, верховую езду и плавание. Преподавались военные науки для отдельной группы учеников. Что-то сильно напоминает античные школы эллинистической эпохи с их гимнасиями . Роднит с ними и метод усвоения уроков - «метод Афинской школы».

«Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов» , - вспоминал Модест Корф. «Основное правило доброй методы или способа учения , - записано в лицейском уставе - состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие ».

Наставники

Их сначала 11 на 29 учеников: директор учителя, гувернёры. И ещё в лицейском штате - помощник гувернёра, надзиратель, лекарь, четверо при хозяйстве и бухгалтерии. Первый директор, В.Ф. Малиновский, национальный просветитель и дипломат, патриот. Он подобрал профессоров, в большинстве своём молодых людей, окончивших Педагогический институт в Петербурге, завершивших образование в Европе. Об одном из них, Куницине сказано выше; добавим характеристику его питомца: «Он создал нас, он воспитал наш пламень ...им чистая ломпада зажжена ». Одни из наставников явные монархисты, другие в «либеральном» 1811 году не скрывают республиканских убеждений. Непонятно, каких взглядов придерживается де Будрис, родной брат якобинца Марата (брат якобинца в императорской высшей школе! Сталина бы на него!). В помощь штатным наставникам частые гости Лицея - знаменитые русские писатели Дмитриев, Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин...

Но образовывают лицеистов первого выпуска не только они. Учит само время, грозные и величавые события в Европе и Отечестве. Иван Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея.; мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвой, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом. Не одна слеза тут пролита! ». Ещё раньше написал жилец «нумера» 14: «Россия двинулась, и мимо нас волной// Шли тучи конные, брадатая пехота// И пушек медных светлый строй».

Учителя и события, внутренний голос самих лицеистов внушают им ценить больше всего на свете дружбу - больше любви, больше карьеры. В 1825 году выпускник, князь Горчаков, рискуя положением на службе в МИДе, встретится с опальным поэтом, позже будет пытаться устроить побег Пущину, уже разыскиваемому полицией за участие в выступлении декабристов. У лицеистов ускоренно развивалось чувство собственного достоинства и уважения к личности другого человека. Приходило понимание, что «все воспитанники равны... а потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было », что преподавателям и гувернерам нужно всегда говорить правду, «ибо лгать начальнику значит не уважать его». Всё реже барчуки кричали на дядек или бранили их. П.Бартенёв отметит особенность самого известного лицеиста: он «легко сходился с мужиками, дворниками и вообще с прислугою ».

Самое главное, что вынесли воспитанники из стен этой школы - это убеждение, что они должны жить, трудиться "для Общей Пользы". Такую пользу увидит в незавидной должности московского надворного судьи Иван Пущин, сын сенатора, к тому времени гвардейский офицер. Простые люди нуждались в честном защитнике их интересов. Как кому, а мне видится в этом поступке наивысшая концентрация лицейского духа.

Выпускники

Пойдёт 14 с половиной лет со дня открытия Царскосельского лицея, и новый император, Николай I, после беседы с одним из лицеистов первого выпуска, скажет свитским: «Я только что разговаривал с умнейшим человеком России ». Минует ещё несколько десятилетий, и Россия, после унижения Крымской войны, обретёт «Железного канцлера», способного вернуть ей былую славу, - из лицейских, того же выпуска. А в промежутке тех лет на карте мира появится мыс, названный в честь лицеиста, ставшего известным мореходом. И, кроме отмеченных здесь фигур российской и мировой истории, ещё шестеро выпускников Лицея первого набора, станут гордостью Отечества. 9 из 26, достигших гражданской зрелости - треть! Назовите мне другую школу с такой плотностью замечательных личностей одного только выпуска.

Стихотворное послесловие

В последнем стихотворении А. Пушкина к годовщине Лицея (окт. 1836 г.) есть такие строки: «Была пора: наш праздник молодой//Сиял, шумел и розами венчался,..// Прошли года чредою незаметной,// И как они переменили нас!..// Чему, чему свидетели мы были!// Игралища таинственной игры,// Металися смущённые народы//И высились и падали цари... »

На эти строки я откликаюсь стихотворением, написанным накануне 200-летия Лицея:

Пришла пора: 200-й год Лицей

Под Пушкинской звездою отмечает;

Тень светлая у лестницы встречает

В заветный день , в урочный час гостей

Ведёт наверх, где золотою стала

Впервые лира русского певца.

Мятежных лет прекрасное начало

В чертогах дивных царского дворца.

Ходов кровавых мировой игры

За 200 лет свидетели мы были.

Святую Русь они разъединили,

Не кличет Дивъ, угасли алтари;

Сердца мертвеют, огрубели нравы,

Беднеет речь... Но есть в стране моей

Спасенья светоч, храм ума и славы -

Наш Царскосельский, Пушкинский Лицей.

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.

Александр Сергеевич Пушкин написал эти строки еще в годы учебы в Царскосельском лицее, когда ученикам в качестве экзамена было предложено сочинить стихотворение о розе. Задание было довольно сложное и вызвало затруднение. Но будущий поэт блестяще справился с ним, вмиг сочинив и озвучив его перед классом.

Экскурсовод вела нас по коридорам и классам лицея, рассказывая о том, как еще юный Саша – француз, как звали его друзья, удивлял всех своим талантом. А мне хотелось понять, что особенного было в этом учебном заведении, что из его стен вышло столько знаменитых, по-настоящему талантливых людей, которые были патриотами своего Отечества. Какая атмосфера царила на занятиях, в чем заключался «лицейский дух», о котором впоследствии так много вспоминали его выпускники? Не раз я посещала музей Царскосельского лицея и наслаждалась его видами, что восстановили, сохранили для нас, потомков. Любовалась видами парка, что расположен в непосредственной близости от лицея. И каждый раз открывала для себя что-то новое.

Немного истории

Императорский Царскосельский лицей располагается во флигеле Екатерининского дворца в Пушкине. Состоит из четырех этажей:

  • На первом этаже были комнаты служащих лицея, а также хозяйственный блок.
  • На втором этаже располагались столовая, аптека, больница, конференц-зал, канцелярия.
  • На третьем этаже – залы для физических занятий, рекреационный зал, учебные классы, читальный зал с периодикой, библиотека. Она находилась в арке, соединяющей лицей и дворец.
  • Четвертый этаж был отведен под комнаты учеников.

Царскосельский лицей был основан 19 октября 1811 года. В этом же году состоялось его торжественное открытие. Лицей был основан императором Александром I. Воплотил в жизнь идею известный государственный деятель XIX века М. М. Сперанский. Здесь должны были учиться дети высшего дворянского сословия, приближенного к императору. Они – будущие дипломаты и государственные служащие высшего ранга. Планировалось, что в лицее будут также обучаться младшие братья императора Александра I. Учеников отбирали по конкурсу, также за них должен был поручиться кто-то из влиятельных людей.

Открытие

Торжественное открытие лицея состоялось в актовом зале на третьем этаже. На открытии присутствовал император Александр I с семьей, знаменитые политические и культурные деятели того времени. Только представьте, сколько в этом здании побывало известных людей! На первый курс зачислялось 30 мальчиков. Шесть лет обучения в Царскосельском лицее приравнивались к учебе в университете. Царскосельский лицей – место, где получали знания, раскрывали свои искрометные таланты будущие писатели, поэты и композиторы. Совсем еще молодые юноши под руководством опытнейших педагогов постигали курсы наук, учили языки, штудировали отечественную и зарубежную литературу, историю.

Учеба и жизнь

Учеба в Царскосельском лицее в основе своей отличалась от методики преподавания в школах того времени. Здесь к юным мальчикам относились с уважением, общались с ними на равных. Преподаватели обращались к своим ученикам как к взрослым – исключительно на «Вы». Даже некоторые ученики обращались друг к другу на «Вы».

В Царскосельском лицее были запрещены физические наказания. Поэт в своих воспоминаниях часто описывает знаменитый «лицейский дух», что царил в то время. Здесь не было тем, запрещенных для обсуждения. Преподаватели пытались разглядеть и развить талант каждого ученика, бережно взрастить и развить его.

Лицей был предназначен не только для обучения, но и для круглогодичного проживания. Ученикам Царскосельского лицея запрещалось покидать его пределы на протяжении всей учебы. Семья могла посещать ученика в строго отведенное для этого время. Учебный процесс был строго регламентирован. Каждый день учебы лицеиста подчинялся четкому расписанию:

  • 6:00 – подъем и утренняя молитва;
  • 7:00 – 9:00 – занятия;
  • 9:00 – 10:00 – чай и прогулка;
  • 10:00 –12:00 – занятия;
  • 12:00 – 13:00 – прогулка
  • 13:00 – обед;
  • 14:00 – 15:00 – чистописание, рисование;
  • 15:00 – 17:00 – занятия;
  • 17:00 – чай, повторение уроков, прогулка;
  • 20:30 – ужин, чтение, игры;
  • 22:00 – молитва и отход ко сну.

Мальчиков обучали также верховой езде, танцам, фехтованию, плаванию. Каждый лицеист имел свою комнату, в которой было все самое необходимое для проживания: кровать, умывальный столик, комод, конторка, зеркало, свеча и щипцы для снятия нагара. На двери каждой комнаты висела табличка с номером.

Например, комната Александра Сергеевича Пушкина в Царскосельском лицее была под номером 14. А комната его соседа и ближайшего друга Ивана Ивановича Пущина была под номером 13. Две комнаты между собой разделялись перегородкой, которая не доходила до потолка, так что мальчики могли общаться друг с другом через стенку.

Выпускники

Ни для кого не секрет, что самым блистательным был именно первый выпуск Царскосельского лицея, который состоялся в 1817 году. Из ворот лицея вышли его знаменитые выпускники:

  1. А. П. Бакунин,
  2. С. Ф. Броглио,
  3. В.Д. Вольховский,
  4. А. М. Горчаков,
  5. П. Ф. Гревениц,
  6. К. К. Данзас,
  7. А. А. Дельвиг,
  8. С. С. Есаков,
  9. А. Д. Илличевский,
  10. С. Д. Комовский,
  11. А. А. Корнилов,
  12. Н. А. Корсаков,
  13. М. А. Корф,
  14. К. Д. Костенский,
  15. В. К. Кюхельбекер,
  16. С. Г. ,
  17. И. В. Малиновский,
  18. А. И. Мартынов,
  19. Д. Н. Маслов,
  20. Ф. Ф. Матюшкин,
  21. П. Н. Мясоедов,
  22. И. И. Пущин,
  23. Н. Г. Ржевский,
  24. П. Ф. Саврасов,
  25. Ф. Х. Стевен,
  26. А. Д. Тырков,
  27. П. М. Юдин,
  28. М. Л. Яковлев,
  29. А. С. .

Окончил лицей в чине коллежского секретаря и должен был пойти на службу в Коллегию иностранных дел, но вместо этого поэт полностью посвятил себя творчеству.

Судьба лицея

Дальнейшая судьба лицея претерпела изменения. Устав был пересмотрен в сторону ужесточения дисциплины. Причиной тому послужили события декабря 1825 года (Восстание декабристов).

В 1843 году по приказу императора Николая I Царскосельский лицей переехал в по адресу Каменноостровский 21. Царскосельский лицей был переименован в Александровский. Он продолжал оставаться закрытым учебным заведением. Здесь получали юридическое образование. Последний выпуск состоялся в 1917 году, а затем учебное заведение было закрыто.

В 1974 году в здании Царскосельского лицея в Пушкине был открыт Мемориальный Музей-Лицей. Его торжественное открытие было приурочено к 150-летнему юбилею со дня рождения А. С. Пушкина. Сотрудники музея по рукописям и архивным документам постарались восстановить до мельчайших подробностей обстановку, в которой жил первый выпуск лицея. В библиотеке музея находятся книги, сохранившиеся с того времени.

Адрес и режим работы музея

Посетить музей можно по адресу: г. Пушкин, ул. Садовая, д. 2 с 10.30 до 18.00.

Выходной день в музее: вторник.

Санитарный день: последняя пятница месяца.

Стоимость билета

  • для взрослых посетителей: 200 руб.;
  • для пенсионеров: 100 руб.;
  • для лиц, не достигших 16 лет - бесплатно;
  • для студентов и учащихся от 16 лет: 100 руб.

Посетить бесплатно музей можно в следующие дни:

  • Международный день Музеев - 18 мая;
  • Пушкинский день России - 6 июня;
  • День Лицейской годовщины - 19 октября.

Как добраться

  • До Пушкина следуют электропоезда, отходящие с Витебского вокзала (расположен на станции метро Пушкинская) и от ст. м. Купчино. Вам необходимо доехать до станции Детское село. Стоимость проезда составит около 30 рублей в одну сторону. Время в пути - около 30 минут. Интервал между поездами составляет 15-20 минут. От вокзала в Пушкине и до Екатерининского дворца следуют маршрутное такси и автобус №382. Можно до музея прогуляться пешком. Это не займет много времени, примерно 30 минут.
  • Можно добраться на маршрутном такси от ст. м. Московская (№№ 342, 347, 299, 287, 545 или на автобусе №№ 187,155). Транспорт отходит от Дома Советов. Время в пути займет не больше часа. На мой взгляд, это наиболее удобный и комфортный способ добраться до музея. Сможете любоваться городом и проспектами, пока вас везут.
  • От ст. м. Купчино, помимо электричек, ходят маршрутные такси, которые ожидают вас у выхода из метро в сторону Витебского проспекта (№№ 342, 347, 286, 287, 545). Стоимость проезда на маршрутном такси или автобусе составит чуть более 30 рублей.

Надеюсь, мой обзор был полезен вам!

Желаю вам самых приятных эмоций от посещения музея.

Введение

Имя А.С.Пушкина - имя великого русского гения. Его творения бессмертны!!! Разве можно представить русскую и мировую литературу без его произведений. Его титанический труд не постижим и гениален. Мы начинаем своё знакомство с А.С.Пушкиным уже с самого детства. Мамы и бабушки читают нам пушкинские сказки. И уже с самого детства мы влюбляемся в него. Взрослея, мы знакомимся с его более серьёзными произведениями и понимаем насколько не возможна мысль о том, что мир может прожить без этих творений. В поэмах, стихотворениях, сказках, прозе А.С.Пушкина чувствуется его любовь к России, его душа, его мировоззрение, его личность…Мир А.С.Пушкина необыкновенен! Как интересна эта личность!!!Он всегда с нами и в нас. Как небо, как воздух, как земля. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой красоте и чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Такая яркая личность уже в своё время не оставила никого равнодушным. У Пушкина, как и у всех талантливых людей, были завистники и враги. В стихотворении М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта” об этом сказано:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Но Пушкина всегда поддерживали его друзья. Друзья- лицеисты: И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер. Их верность, любовь, преданность были всецело отданы А.С.Пушкину. Ещё со времён лицея они были преданными друзьями. Я думаю, будет интересно узнать о них …

Лицейские годы

Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто. Пушкина привезли в Царское Село 12 августа 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. По своим литературным взглядам Василий Львович был убежденный карамзинист и враг всех литературных «староверов» во главе с Шишковым. Из Москвы в Петербург он ехал не только для сопровождения племянника, но и для того, чтобы поскорее напечатать одно из своих полемических литературных посланий Шишкову. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил всё то время, пока готовился к экзаменам в лицей.

Открытие лицея

Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял. Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя: А.П. Куницын, А.И. Галич и другие. Интересно, что в 1816 году в Петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены «Союза спасения»: Пестель, Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские учителя: Куницын и Галич. На праздновании торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «была пора….» (1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына - скажет, потому что всегда о ней помнил: Вы помните, когда возник Лицей, И царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием царственных гостей… В своей речи Куницын призывал - и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в частности, в его оде “Вольность” - превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Большие надежды, которые на него возлагались, лицей, безусловно, оправдал. Но не так и не в этом смысле, в каком думал император Александр I. В историю России лицей вошел как одно из самых замечательных явлений русской культуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвещенных слуг государства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всей русской поэзии, потому, что из его стен вышли такие великие патриоты и мученики свободы, как Кухельбекер, Пущин и другие.







2024 © styletrack.ru.