Общий режим налогообложения индивидуальных предпринимателей. Налогообложение индивидуальных предпринимателей. Когда предприниматель переходит на общую систему


Для ИП могут быть применены различные режимы налогообложения:

Общий режим налогообложения;

Упрощенная система налогообложения (УСН);

Патентная система налогообложения;

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внес значительные поправки в НК РФ, которые коснулись спецрежимов (ЕСХН, УСН и ЕНВД). Нововведения носят глобальные и существенные для бизнеса, в первую очередь малого, изменения. Большинство поправок начнут действовать с 1 января 2013 г. Далее вопросы налогообложения ИП будут рассматриваться с учетом нововведений ФЗ от 25.06.2012 № 94-ФЗ.

При общем режиме налогообложения ИП платит все налоги (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на имущество, социальные взносы, в т.ч. фиксированный платеж в Пенсионный фонд РФ, транспортный налог и некоторые другие).

ИП имеют право на освобождение от исчисления и уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Данное положение не распространяется на ИП, реализующих подакцизные товары и ввозящих товары на территорию РФ.

При УСН индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты следующих налогов и сборов:

Налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (в отношении доходов, полученных от ПД);

Налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления ПД);

Налога на добавленную стоимость (НДС) (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Не вправе применять УСН следующие ИП:

Профессиональные участники рынка ценных бумаг;

ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

ИП, занимающиеся игорным бизнесом;

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные формы адвокатских образований;

ИП, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

ИП, средняя численность работников которых за отчетный период превышает 100 человек.

Предельный размер доходов, который ограничивает применение УСН для ИП, не установлен, поэтому ИП может перейти на УСН при любом размере доходов.

В соответствии со статьей 346.20 НК РФ, если субъектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка УСН устанавливается в размере 6 процентов от доходов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка УСН устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки на «доходы минус расходы» в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.



Налогообложению при УСН подлежат доходы ИП, полученные как из источников в РФ, так и из источников за пределами РФ. Международные соглашения по вопросам предотвращения двойного налогообложения на УСН не распространяются.

Авансовые платежи по ОУСН уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом). Налог при ОУСН по итогам налогового периода (года) уплачивается не позднее срока представления налоговой декларации – 30 апреля года следующего за истекшим налоговым периодом.

Основные нововведения для ИП по исчислению и уплате УСН в соответствии с ФЗ от 25.06.2012 № 94-ФЗ (ст.346 НК РФ):

УСН будет носить уведомительный характер;

Не могут применять УСН ЮЛ и ИП, не уведомившие налоговые органы о переходе на УСН в установленный срок (уведомление для перехода на УСН необходимо представить до 31 декабря года, предшествующего году перехода на УСН; вновь зарегистрированные ЮЛ и ИП уведомляют о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет;

При прекращении деятельности, по которой применялась УСН, налогоплательщики должны уведомить налоговый орган не позднее 15 дней с даты прекращения такой деятельности;

При смене объекта налогообложения с начала нового налогового периода необходимо уведомить об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предлагается изменить объект (нововведение вступает в силу с 1 октября 2012 г.).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход (ЕНВД) освобождает их от уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для ПД, облагаемой ЕНВД), налога на добавленную стоимость по операциям ПД, облагаемых ЕНВД (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ).

Система ЕНВД для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения и применяется наряду с УСН и иными режимами налогообложения.

На уплату ЕНВД не переводятся ИП и ЮЛ, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.

В соответствии с ФЗ от 25.06.2012 № 94-ФЗ с 1 января 2013 г. переход ИП и ЮЛ на ЕНВД является добровольным. Конечно, при условии, что на территории, где налогоплательщики осуществляют деятельность, введен местными властями ЕНВД. Переход налогоплательщика ЕНВД на иной режим налогообложения возможен со следующего календарного года.

ИП и ЮЛ, уплачивающие ЕНВД, должны встать на учет в налоговом органе как по месту жительства ИП (по месту нахождения ЮЛ), так и по месту ведения деятельности, облагаемой ЕНВД.

Патентная система налогообложения ИП введена ФЗ от 25.06.2012г. № 94-ФЗ вместо УСН на основе патента. Многие ее положения вступают в силу с 1 декабря 2012 г.

Патентную систему налогообложения ИП могут совмещать с иными налоговыми режимами.

Патентную систему налогообложения могут применять только ИП.

Закрытый перечень видов предпринимательской деятельности (47 позиций), в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, приведен в п.2 ст.346.13 ФЗ от 25.06.2012 № 94-ФЗ.

При применении патентной системы налогообложения ИП вправе привлекать наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера), среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 15 человек, включая самого ИП.

Решение о возможности применения патентной системы налогообложения на территориях субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов РФ (субъекты РФ могут либо ввести полный перечень видов деятельности, по которым возможно применение патентной системы налогообложения, либо вообще не вводить ее).

Если ИП осуществляет несколько видов деятельности, то патент нужно получить на каждый вид деятельности.

Патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан. ИП имеет право подать заявление на получение разрешения на применение патентной системы налогообложения в налоговый орган другого(их) субъекта(ов) РФ. В этом случае ИП обязан вместе с заявлением на получение патента подать заявление о постановке на учет в налоговом органе этого субъекта РФ.

В соответствии с пп.1 п.2.2 ст.346.26 НК РФ на уплату ЕНВД не переводятся организации и ИП, среднесписочная численность которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.

Поэтому индивидуальный предприниматель, совмещающий патентную систему налогообложения и систему налогообложения в виде ЕНВД, вправе иметь наемных работников, численность которых не превышает за налоговый период (согласно ст.346.30 НК РФ налоговым периодом по ЕНВД признается квартал) 100 человек, при условии, что среднесписочная численность привлекаемых наемных работников, занятых в предпринимательской деятельности, попадающей на патентную систему налогообложения, за налоговый период (время действия патента), не превышает 15 человек (независимо от количества выданных индивидуальному предпринимателю патентов).

Документом, удостоверяющим право на применение патентной системы налогообложения, является патент, который выдается сроком на 12 месяцев.

Патент должен быть выдан ИП налоговым органом в течение 5 дней с момента получения заявления. ИП, планирующие применять патентную систему с 1 января 2013 г., должны подать заявление о получении патента не позднее 20 декабря 2012 г.

Налоговым периодом признается срок, на который выдан патент. Налоговая ставка – 6% от потенциально возможного к получению годового дохода, установленного законом субъекта РФ по соответствующему виду предпринимательской деятельности.

При этом минимальный размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода не может быть менее 100 000 рублей, а его максимальный размер не должен превышать 1 млн. руб. Данные величины подлежат индексации на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.

Субъектам РФ предоставлено право устанавливать размер потенциально возможного к получению годового дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств, количества обособленных объектов (площадей). В отдельных случаях они вправе увеличивать максимальный размер потенциально возможного годового дохода.

Сумма налога, взимаемая в связи с применением патентной системы налогообложения, в полном размере перечисляется в бюджет муниципального района или городского округа.

ИП, перешедшие на патентную систему налогообложения, освобождены в рамках этой системы от обязанности представлять налоговую декларацию.

Право на применение патентной системы налогообложения утрачивается, если доходы по всем видам предпринимательской деятельности, переведенным на патент, превышают 60 млн. руб. за год.

ИП, применяющие патентную систему налогообложения, должны вести книгу учета доходов, которые учитываются кассовым методом.

Для ИП, применяющих патентную систему налогообложения, предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. На 2013 г. они установлены в размере 20% - в Пенсионный фонд и 0% в ФСС России и ФФОМС.

Когда ИП осуществляет ПД в нескольких регионах РФ, можно сравнить спецрежимы, введенные в регионах, и выбрать оптимальный вариант.

ИП одновременно могут работать по совместительству по трудовым договорам, тогда организации и другие ИП – работодатели с их заработной платы уплачивают НДФЛ, перечисляют взносы во внебюджетные фонды.

При таком совпадении работника и ИП в одном лице пособие по нетрудоспособности (в том числе декретное) он может получать по двум основаниям, а пособие по уходу за ребенком – только по одному (п. 2 ст. 13 ФЗ № 255-ФЗ).

ИП платит за себя лично страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) и фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года (табл. 4.2) зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на начало года, за который уплачиваются страховые взносы и тарифа страховых взносов в ПФР (26%).

Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством РФ.

Таблица 4.2

Расчет стоимости страхового года в 2012 г.

Фонд Стоимость страхового года, руб./год
ПФР
ФОМС
ФСС*

* ИП, у которых нет работников, могут обезопасить себя на случай временной нетрудоспособности, оплачивая 2,9% от стоимости страхового года. Если ИП заболеет, ему выплатят пособие в размере МРОТ.

ИП, не производящие выплаты физлицам, обязаны перечислять взносы до 31 декабря текущего года. Оплата может производиться как единовременно, так и несколькими платежами.

Если ИП не имеют наемных работников, то с 01.01.2012 г. они освобождены от представления индивидуальных сведений в ПФР.

Исходя из стоимости страхового года рассчитываются средства, которые федеральный бюджет компенсирует ПФР для возмещения расходов по выплате пенсий в связи с зачетом в стаж застрахованных лиц «нестраховых» периодов.

Время деятельности в качестве ИП входит в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, при условии, что за этот период уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

ИП не должен уплачивать страховые взносы в ПФР за период, когда они не осуществляли деятельность по причине отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Этот период засчитывается в страховой стаж, который дает право на пенсию. При этом в связи с зачетом такого периода ПФР получает средства из федерального бюджета на выполнение расходов по выплате трудовых пенсий.

ИП, не имеющие наемных работников, не обязаны уплачивать страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС (фонд социального страхования) РФ. Но эти взносы он имеет право платить добровольно.

В страховой стаж ИП для расчета пособия по временной нетрудоспособности включаются периоды его предпринимательской деятельности, в течение которых ИП уплачивает страховые взносы, а также периоды работы по трудовому договору, подтвержденные трудовой книжкой.

При наличии у ИП наемных работников он платит за них все страховые взносы в общепринятом порядке.

Иван Перминов

Существует множество сфер деятельности, где трудятся индивидуальные предприниматели (ИП). Многие заняты в сфере торговли, другие оказывают всевозможные бытовые услуги населению, третьи занимаются образовательной деятельностью. Кто-то работает в одиночку, кто-то нанимает сотрудников. Стать индивидуальным предпринимателем, в принципе, несложно, а как вы будете зарабатывать деньги, в сущности, не так важно. Куда важнее знать,как и какие налоги платить. Без этого даже самый успешный бизнес может захиреть, а в скором будущем погибнуть. В крайнем случае, соответствующие органы ему в этом помогут.

Одним из важнейших моментов для предпринимателей является правильный выбор системы налогообложения. Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрено несколько систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей . Каждая из них имеет свои особенности. Индивидуальный предприниматель имеет право выбора системы налогообложения, учета и отчетности. Порядок применения всех систем налогообложения регулируется в Налоговом кодексе (НК).

Классика

Общая (обычная, традиционная, классическая) система налогообложения — система налогообложения, при которой предприниматель платит все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. При общей системе налогообложения индивидуальный предприниматель, в зависимости от сферы деятельности, уплачивает следующие налоги и сборы:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС);

2. Акцизы (спиртосодержащая продукция, табачные изделия, автомобили, горюче-смазочные материалы);

3. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ));

4. Единый социальный налог (ЕСН) с 2010 года отменён. Вместо него уплачиваются страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы;

5. Налог на добычу полезных ископаемых. Плательщиками признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели;

6. Водный налог (при осуществлении специального и (или) особого водопользования);

7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8. Государственная пошлина;

9. Таможенные пошлины;

10. Налог на игорный бизнес;

11. Транспортный налог;

12. Земельный налог;

13. Налог на имущество физических лиц;

14. Взносы на обязательное пенсионное страхование;

15. Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Большинство из перечисленных налогов и взносов исчисляются и уплачиваются только в том случае, если человек занимается определенным видом деятельности и возникает налогооблагаемая база. Традиционно, индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают НДС, НДФЛ, ЕСН и налог на имущество. Поэтому поговорим о них более подробно.

Налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 18 %. Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %, а для экспортируемых товаров - ставка 0 %. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) составляет 13%. Но в некоторых случаях он может увеличиваться до 35% (например, выигрыши и призы на сумму более 4000 рублей);

Единый социальный налог (ЕСН) с 2010 года отменён. Вместо него уплачиваются страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы. Ставка налога рассчитывается, исходя из зарплаты сотрудника, при этом действует регрессивная шкала: чем больше зарплата, тем меньше налог. Обычный размер ставки для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тысяч рублей, составляет 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации — 20 %
  • Фонд социального страхования Российской Федерации — 2,9 %
  • Фонды обязательного медицинского страхования — 3,1 %

Все указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога;

Налог на имущество относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2% (границы, установленной Налоговым Кодексом). Объектом налогообложения является имущество организации, которое числится на балансе предприятия как объекты основных средств. Налоговая база для организаций определяется, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения;

Наименование налога

Сроки уплаты

Нормативное обоснование

Общая система налогообложения

Налог на прибыль

Ежемесячные авансовые платежи - не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
Квартальные авансовые платежи - не позднее 28-го числа со дня окончания истекшего отчетного периода.
Если 28-е число падает на выходной или праздничный день, то в соответствии со ст. 6.1 НК РФ этот срок (уплаты) переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.
Уплата налога по итогам отчетного периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

п. 1 ст. 287
п. 2 ст. 285 НК
п. 4 ст. 289 НК РФ

Налог на добавленную стоимость (НДС)

не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом

п. 1 ст. 174 НК РФ

Ежемесячные авансовые платежи - не позднее 15-го числа следующего месяца
Если последний день уплаты выпадет на нерабочий день, крайним сроком платежа будет ближайший рабочий день
Платеж по итогам года - не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным

п. 3 ст. 243 НК РФ

Равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем

п. 3 ст. 204 НК РФ

Удержание: сумма налога непосредственно удерживается из доходов налогоплательщика при их фактической выплате
Уплата: не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках

ст. 226 НК РФ

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие лица, занимающиеся частной практикой - сумма налога перечисляется в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за годом, в отношении которого эта декларация составлена

п. 6 ст. 227 НК РФ

общая сумма налога перечисляется в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

п. 4 ст. 228 НК РФ

По-простому

Упрощенная система налогообложения (УСН) специальный налоговых режим, действующий в соответствии с законодательством РФ. Применение упрощенной системы налогообложения носит добровольный характер. Таким образом, индивидуальный предприниматель свободен в принятии решения о применении упрощенной системы налогообложения и выборе объекта налогообложения.

Для перехода на упрощённую схему налогообложения должны быть соблюдены ряд требований:

1. Средняя численность работников у индивидуального предпринимателя за налоговый период, не превышает 100 человек;

2. По итогам девяти месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на упрощённую систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьёй 248 НК РФ, не превысил 45 миллионов рублей (без учета налога на добавленную стоимость) в 2009 году, 60 миллионов рублей с 01.01.2010 по 31.12.2012 года.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает уплату единого налога и освобождение от обязанности по уплате НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности), единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие налоговые ставки по Единому налогу на вменённый доход, взимаемому в связи с применением Упрощённой системы налогообложения (УСН):

1. 6 %, если объектом налогообложения являются доходы;

2. 15%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. С 1 января 2009 года законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется порядок:

  • Ведения кассовых операций;
  • Порядок представления статистической отчетности;
  • Исполнения обязанностей налоговых агентов в соответствии с НК РФ;
  • Уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ;
  • Уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К достоинствам упрощенной системы можно отнести:

— Значительную экономию на налогах. Фирма платит только один налог (единый);

— Заполнение и сдачу в инспекцию только одной декларации по единому налогу;

— Право не вести бухучет (за исключением основных средств и нематериальных активов).

Недостатки упрощенной системы :

— Вероятность утраты права работать на «упрощенке». В этом случае фирма должна будет доплатить налог на прибыль и пени;

— Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей - плательщиков этого налога;

— Перечень затрат, которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым. Поэтому «упрощенные» фирмы (при объекте налогообложения «доходы минус расходы») не смогут отразить многие затраты. Например, представительские расходы, потери от брака, издержки на услуги банка и пр.;

— У фирмы нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности (например, банковской или страховой).

Единый налог

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — система налогообложения, в основе которой лежит уплата ЕНВД для определенных видов деятельности. Система налогообложения в виде ЕНВД предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.), а также освобождение от уплаты некоторых налогов. Суть этой системы налогообложения заключается в том, что при исчислении и уплате ЕНВД налогоплательщики руководствуются не реальным размером своего дохода, а размером вмененного им дохода, который установлен НК РФ.

Если налогоплательщик применяет систему налогообложения в виде ЕНВД, то ему не надо платить следующие налоги:

1. НДФЛ — в отношении доходов от деятельности, облагаемой ЕНВД;

2. НДС — в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД (за исключением таможенных сборов);

3. Налог на имущество физических лиц — в отношении имущества, используемого в деятельности, облагаемой ЕНВД;

4. ЕСН — в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой ЕНВД, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением деятельности, облагаемой ЕНВД.

Все иные налоги уплачиваются в установленном порядке. Таким образом, уплата ЕНВД не освобождает от уплаты:

1. Земельного налога;

2. Транспортного налога;

3. Акцизов;

4. Государственной пошлины;

5. НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и др.

Кроме того, уплата ЕНВД не освобождает от исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. Также налогоплательщики обязаны выполнять функции налогового агента, уплачивать НДФЛ за своих работников.

Однако ЕНВД применяется не на всей территории РФ. Это связано с тем, что принять решение о введении его в действие на соответствующей территории вправе только:

  • Представительные органы муниципальных районов;
  • Представительные органы городских округов;
  • Законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения.

Мало того, индивидуальные предприниматели могут выбрать ЕНДВ, если одновременно соблюдаются несколько условий:

1. На территории осуществления ими предпринимательской деятельности в установленном порядке введен ЕНВД;

2. В местном нормативном правовом акте о ЕНВД в числе видов предпринимательской деятельности, облагаемых этим налогом, упомянут и вид деятельности, который осуществляет организация (предприниматель).

К плюсам использования ЕНВД можно отнести:

— Снижение нагрузки бухгалтера — вместо перечисленных выше налогов платите единый налог;

— Снижение налоговой нагрузки — уменьшение налогов.

Минусы ЕНВД :

— Ограниченный перечень видов деятельности;

— Величина налога не зависит ни от доходов, ни от убытков;

— Отказ крупных заказчиков, плательщиков НДС, от работы с организациями и ИП применяющими ЕНВД, из-за невозможности налогового вычета по НДС.

Налоговая база ЕНВД определяется так:

1. Налоговая база определяется, как произведение базовой доходности и величины физического показателя.

— Базовая доходность и физический показатель установлены НК РФ;

— Базовая доходность определяется в рублях на единицу физического показателя в месяц.

В качестве физического показателя применяются различные показаетли. Например: для оказания бытовых услуг налоговая база определяется как: 7500 рублей * количество сотрудников.

2. Налоговая база корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2

Несмотря на то, что обязанность платить налоги накладывается на всех без исключения, индивидуальные предприниматели имеют право выбора системы налогообложения, присоединяясь к той, что будет, по их мнению, наиболее выгодна для ведения бизнеса. Так, существует общий режим налогообложения для ИП и специальные режимы, перейти на которые можно либо сразу же после регистрации, либо после работы на общей системе.

ОСНО – что это такое?

Каждый режим налогообложения имеет свои преимущества и недостатки, но, исходя из основных характеристик предпринимательской деятельности, можно определить тот, который повлечет за собой наименьшие убытки по налогам.

Общая система налогообложения для ИП (ОСНО) – это тот режим, что устанавливается автоматически для каждого предпринимателя, если в течение отведенного после регистрации времени он не подаст заявление о переходе на какую-либо специальную систему (УСН, ЕНВД, ПСН).

Считается, что ОСНО – система для уже состоявшихся и успешных, постоянно действующих и окупаемых себя предприятий и ИП, так как она предполагает достаточно сложную и серьезную схему отчетности, а также длинный перечень налогов, подлежащих уплате.

Немногие ИП на общей системе налогообложения находятся с самого начала, но могут переходить на ОСНО, уже «встав на ноги». Так, данная система предусматривает, что предприниматель обязан отдельно перечислять в казну следующие налоги :

  • НДФЛ (или подоходный налог),
  • НДС (или налог на добавленную стоимость),
  • налог на имущество ИП,
  • страховые взносы в негосударственные фонды.

Сложность ОСНО для ИП заключается не только в большом количестве налогов, которые нужно платить по отдельности (в отличие от специальных режимов), но и в том, что по каждому из них необходимо вести отдельную отчетность (декларации по НДФЛ, НДС, журналы и т.п.). За всем этим очень сложно уследить индивидуальному предпринимателю самостоятельно, кроме того, как правило, требуется специальное образование, чтобы не делать ошибок и не выплачивать штрафы. Таким образом, ведя деятельность на ОСНО, приходится набирать штат бухгалтеров или обращаться в специальные службы за профессиональной помощью.

Что такое НДФЛ?

НДФЛ – это налог на доход, который ИП получает непосредственно от своей деятельности. Следует сразу же отметить, что разделяются доходы, которые получены из бизнеса, и которые были получены независимо от него, но тем же предпринимателем как просто гражданином. Соответственно, в расчет берутся только те доходы, которые ИП получает от предпринимательства. Объектом налогообложения становятся «доходы» минус «расходы», которые могут быть документально подтверждены и допускаются для вычета законодательством.

Итак, что именно входит в понятие доходов:

  • все поступления от реализации товаров, продуктов, предоставления услуг или работ;
  • номинальная стоимость имущества, которое было получено безвозмездно, например, после инвентаризации или получения излишек товаров.

Не облагаются данным налогом доходы, которые были получены предпринимателем отдельно от бизнеса:

  • полученные доходы от продажи имущества, которое находилось в собственности данного предпринимателя более трех лет;
  • все доходы, которые перешли к нему в порядке наследования;
  • все доходы, которые получены предпринимателем в соответствии с договором дарения от члена семьи и близких родственников, что предусмотрено семейным законодательством.

На данный момент налоговая ставка НДФЛ составляет 13% от чистой прибыли индивидуального предпринимателя. Эта сумма должна быть переведена на счет налоговых органов не позднее середины июля каждого года, но на протяжении всего периода налоговая будет рассчитывать, и предъявлять ИП для уплаты так называемые авансовые платежи.

Общий режим налогообложения для субъектов МСП : Видео

Что такое НДС?

Следующий вид налога, который должен платить ИП, и который включает в себя общая система налогообложения, – НДС. Это косвенный налог, который уплачивается с реализации товаров, услуг или работ. Таким образом, НДС взимается с суммы уже проданного товара или предоставленных услуг, что должно отображаться в декларациях.

На сегодняшний день в большинстве случаев снимается 18% от налогооблагаемой базы каждый новый квартал, а деньги переводятся на счет налоговой службы. Но существуют и другие ставки:

  • 0% ставка НДС может применяться, хоть и очень редко, так как она связана с реализацией товаров на экспорт, а также с экспортом в свободной таможенной зоне, международными перевозками и некоторыми другими операциями;
  • 10% ставка НДС установлена для реализации деятельности, которая предусмотрена непосредственно постановлением Правительства. В данную категорию входит производство и реализация товаров для детей, периодики, книжной продукции, медицинских товаров и другого.

Большой плюс для ИП в том, что общее налогообложение позволяет существенно сократить размеры НДС благодаря суммам, что были потрачены на закупку товаров, оплату сопутствующих услуг, транспортировку, и т.п.

» » Налогообложение предпринимательской деятельности предпринимателю

Налогообложение предпринимательской деятельности предпринимателю


Вернуться назад на

Действующим налоговым законодательством установлены три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей:

1. «Традиционная система» - система налогообложения, которая установлена главой 23 и вступила в силу;
2. «Упрощенная система» - система налогообложения, установленная главой 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступает в силу согласно Федеральному закону № 104-ФЗ;
3. «Вмененная система» - система налогообложения установленная главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступает в силу согласно Федеральному закону № 104-ФЗ.

Рассмотрим каждую из указанных систем, так как они принципиально отличаются друг от друга.

Традиционная система налогообложения

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, которая не попадает под упрощенную или вмененную системы налогообложения используют традиционную систему налогообложения.

При использовании традиционной системы налогообложения в случае появления в течение года у физического лица, получающего доход от предпринимательской деятельности, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. В декларации указывается размер дохода полученного за первый месяц деятельности и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.

В налоговых декларация физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие доплате или возврату по итогам налогового периода.

Физические лица, получающие доход от предпринимательской деятельности обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить фактическую налоговую декларацию, в которой указываются все полученные доходы, суммы начисленного и уплаченного налога на доходы физических лиц, стандартные и профессиональные налоговые вычеты.

В случае прекращения деятельности до конца налогового периода индивидуальный предприниматель обязан в пятидневный срок со дня прекращения деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

Налоговым периодом признается календарный год.

Физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет. Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

В случае значительного (более чем на 50 %) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

При определении размера налоговой базы индивидуальный предприниматель имеет право на получение стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 %.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35 % в отношении:

1) доходов, полученных от выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей;
2) стоимости выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг;
3) страховых выплат по договорам добровольного ; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки ЦБ РФ;
4) суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30 % в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющими резидентами РФ.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 % в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде .

Стандартными вычетами признаются:

1) 400 рублей за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом, превысил 20000 рублей;
2) 300 рублей за каждый месяц налогового периода до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом, превысил 20000 рублей на каждого ребенка каждому родителю и другие.

Социальными вычетами признаются:

1) сумма доходов, перечисляемая налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и , частично или полностью финансируемых из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
2) в сумме, уплаченной налогоплательщиков в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение;
3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ, а также уплаченной за услуги по лечению супруги, своих родителей и детей в возрасте до 18 лет.

Для индивидуальных предпринимателей применение упрощенной системы налогообложения предусматривает уплату единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, взамен уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на , налога с продаж, (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, применяемая в соответствии с положениями Федерального закона N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", заменяется упрощенной системой налогообложения, предусмотренной главой 26.2 части второй НК РФ, которая вносит революционные изменения в налогообложение малого бизнеса.

Те предприниматели, которые изъявляют желание перейти на данную систему с 2003 года, обязаны подать в налоговый орган по месту жительства заявление о переходе на данную систему по форме №26.2-1, утвержденной приказом МНС России № ВГ-3-22/495. Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. Сообщение в заявлении индивидуальными предпринимателями размера дохода, полученного от предпринимательской деятельности, носит добровольный характер.

В указанном заявлении предприниматель должен указать, какой из двух предусмотренных законом объектов налогообложения он выбрал, поскольку от выбора объекта налогообложения будет зависеть ставка единого налога. При этом на основании ст.346.14 НК РФ объектом налогообложения могут быть только доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Если предприниматель выберет объектом налогообложения доходы, то единый налог будет исчисляться по ставке 6 %. Если же объектом налогообложения будут доходы, уменьшенные на величину расходов, размер налоговой ставки составит 15 %.

Однако согласно ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" начиная с 1 января 2005 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, объектом налогообложения признаются только доходы, уменьшенные на величину расходов. Таким образом, объект налогообложения в виде полученных доходов с 1 января 2005 года не применяется.

Кроме того, не все индивидуальные предприниматели могут применять этот налоговый режим.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели:

Занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса;
- переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса;
- средняя численность работников которых превышает 100 человек;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой.

При переходе на упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты следующих налогов:

Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности). Следует отметить, что индивидуальный предприниматель, получивший доход как физическое лицо, например, при продаже имущества, не используемого в предпринимательской деятельности (личная квартира, жилой дом и т.п.) является плательщиком налога на доходы физического лица в общеустановленном порядке:

Налог на добавленную стоимость;
- налог с продаж;
- налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
- единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц.

Уплата этих налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты:

1) федеральных налогов:
- государственной пошлины;
- таможенных пошлин;
- платежей за пользование природными ресурсами, зачисляемых в , в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
- платы за пользование водными объектами;
- налога на добычу полезных ископаемых.
2) транспортного налога, являющегося .
3) следующих местных налогов:
- ;
- налога на рекламу;
- иных налогов и сборов, установленных местными законодательными органами в соответствии с действующим законодательством.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от ведения кассовых операций и представления статистической отчетности.

Налоговым периодом для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря.

Отчетными периодами по единому налогу являются I квартал, полугодие, девять месяцев.

Поскольку налоговым периодом признается календарный год, показатели деятельности организации или индивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного объекта налогообложения определяются нарастающим итогом.

Специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, предусмотренный в главе 26.2 НК РФ, может применяться с 1 января 2003 года индивидуальными предпринимателями при определенных условиях. Переход на упрощенную систему налогообложения, а также возврат к общему режиму налогообложения индивидуальными предпринимателями носит добровольный характер. Индивидуальные предприниматели имеют право выбора между упрощенной системой налогообложения и традиционной системой налогообложения.

Подпункт 15 п.3 ст.346.12 НК РФ содержит ограничение предельной численности работников для возможности перехода на упрощенную систему. Средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек.

Следует обратить внимание и на пп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ, который ограничением для перехода на упрощенную систему налогообложения устанавливает стоимость амортизируемого имущества. При этом речь идет именно о предельной стоимости только амортизируемого имущества, которая не должна превышать 100 млн. руб.

В пункте 3 ст.346.12 НК РФ также установлены ограничения для применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями. Индивидуальные предприниматели, принявшие решение применять упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 года, не имеют ограничений по доходам от предпринимательской деятельности, полученным за девять месяцев 2002 года.

Уплата квартальных авансовых платежей и налога производится по месту жительства индивидуального предпринимателя. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются индивидуальными предпринимателями не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Следовательно, уплата квартальных авансовых платежей осуществляется 25 апреля, 25 июля, 25 октября. Налоговые декларации по итогам отчетных периодов также представляются налоговым органам в указанные сроки.

Налог, исчисленный по итогам налогового периода, уплачивается индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация по итогам налогового периода также представляется налоговым органам не позднее указанного срока.

Согласно новому законодательству налогоплательщик на основании данных налогового учета должен самостоятельно рассчитывать единый налог с полученных в налоговом периоде доходов. Отчетностью являются налоговые декларации, которые подаются по итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев) не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода и по итогам налогового периода (года) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. На основании поданных деклараций предприниматель в течение года уплачивает авансовые платежи по налогу (по месту жительства предпринимателя) не позднее 25 числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. По итогам года уплата налога производится не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций.

Вмененная система налогообложения

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг;
2) оказания ветеринарных услуг;
3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
6) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога освобождает их от уплаты следующих налогов:

1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
2) налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
3) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);
4) единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной форме, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, и исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в связи с соответствующим режимом налогообложения.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Для налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, современным налоговым законодательством предусматриваются различные виды налогов . Их количество на одного субъекта налогообложения может значительно варьироваться и составлять от одного-двух до десяти и выше.

Такой большой разброс по численности налогов связан с различными объективными и субъективными обстоятельствами, а также особенностями налоговой системы, применяемой в той или иной стране. Отметим коротко эти обстоятельства и особенности.

Одно из главных требований к налогу состоит в его адекватности и справедливости. Однако одним универсальным налогом практически невозможно удовлетворить требования этих критериев в силу различий предпринимательской деятельности по доходности, срокам окупаемости, капиталоемкости и т.д. Один вид предпринимательской деятельности требует в основном профессиональных знаний и умений (например, финансовый консалтинг, ремонт и наладка компьютеров и проч.), другой – привлечения значительных трудовых ресурсов (промышленность, строительство, аграрный бизнес), третий – имущества и капитала. Все перечисленные виды бизнеса настолько разные, что справедливое и адекватное налогообложение на основании одного-двух налогов – дело малореальное. Для более или менее справедливого налогообложения государство вынуждено пользоваться некими усредненными значениями, которые для одних предпринимателей оборачиваются облегченными платежами, для других – тяжелым бременем. Иными словами, налог в данном случае становится произвольным и несправедливым.

Для более полного учета всех ресурсов и возможностей предпринимателя или предприятия государством вводятся дифференцированные налоги, которые взимаются в зависимости от определенных параметров – величины прибыли, оборота, имущества, количества работающих. Увеличение числа налогов, таким образом, дает возможность взимать налоги на основании более объективных показателей, но в то же время усложняет налоговую систему.

Еще более сложной налоговую систему делает набор льгот и преференций, предоставляемых предпринимателям и их сотрудникам. Льготы чаще всего предоставляются государством в виде снижения ставок налогов или налоговых вычетах. Если, к примеру, какой-либо предприниматель строит за свой счет жилье для персонала или осуществляет инвестиции в социально значимые проекты, государство поддерживает такого рода действия путем налоговых послаблений, льгот или рассрочки платежей.

Таким образом, можно констатировать, что усложнение налоговой системы чаще всего носит объективный характер, так как делает налогообложение более гибким и справедливым. Однако платой за гибкость является громоздкость и трудность пользования налоговым законодательством для неспециалиста.

Теперь рассмотрим через призму вышесказанного основные виды налогов на предпринимателей.

1. Вменённый налог . Для налогообложения предпринимателей, доходы которых сложно контролировать, государство использует самый простой вид налога – вменённый налог. Сущность данного налога состоит в том, что он взимается с предпринимателя в виде фиксированного платежа за определенный период времени – например, за год. Государственные или муниципальные власти, исходя из среднего прогнозируемого для конкретного вида деятельности значения, предлагают предпринимателям заплатить исчисленный налог авансом. После оплаты предприниматель считается исправным налогоплательщиком вплоть до наступления следующего налогового периода.

Нередко вменённый налог взимается с использованием корректирующих коэффициентов, с помощью которых власти пытаются сделать налоговые платежи более справедливыми и адекватными. Базовая ставка вменённого налога умножается на понижающие или повышающие коэффициенты, которые учитывают месторасположение и вид предпринимательской деятельности, наличие клиентопотока, инфраструктуры и прочих факторов.

2. Налог на доходы (прибыль) . Налог на прибыль предполагает справедливый раздел доходов предпринимателя между ним и государством по заранее установленной ставке. Чем больший доход получает предприниматель, тем большую сумму в виде налогов он выплачивает в государственный бюджет.

В российской хозяйственной практике индивидуальные предприниматели уплачивают налог на доходы в размере 13%, что соответствует применяемой ставке подоходного налога для физических лиц.

Ввиду того, что индивидуальные предприниматели как владельцы бизнеса могут привлекать сотрудников для работы по найму (трудовому договору), они должны самостоятельно исчислять и уплачивать за этих лиц налоги.

Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных вычетов в сумме произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Профессиональные вычеты могут использоваться только после государственной регистрации предпринимателя.

3. Налог на имущество физических лиц . Налог данного вида уплачивают собственники производственных помещений, офисов, жилых домов, гаражей и сооружений. Налог на имущество выплачивается индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством. Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами органами местного самоуправления в зависимости от их рыночной стоимости, типа использования или по иным критериям. При упрощенной системе налогообложения и при уплате единого налога на вмененный доход предприниматели освобождаются от уплаты налога на имущество, если соответствующее имущество непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности

4. Налог на добавленную стоимость (НДС) . В процессе изготовления и продажи какого-либо продукта его стоимость на разных стадиях производственного процесса постепенно увеличивается. Смысл НДС состоит в том, чтобы на каждой стадии увеличения стоимости продукта взимать с производителя соответствующие платежи. В России с 1 января 2001 г. в состав плательщиков налога на добавленную стоимость включены индивидуальные предприниматели (до этого времени НДС облагались только коллективные предприниматели – т.е. предприятия). Сумма НДС фактически включается в конечную цену товаров (работ, услуг), предъявляемую покупателям. Одновременно индивидуальные предприниматели получают право на вычет сумм налога на добавленную стоимость, которые предъявляются им продавцами и оплачиваются ими при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС. Основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению является счет-фактура. Налогоплательщики обязаны составлять счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счет-фактур, книги покупок и книги продаж.

Субъекты, уплачивающие единый налог или единый налог на вмененный доход, уплачивают НДС только при ввозе товара на таможенную территорию России.

5. Налог с продаж . Этот вид косвенного налога является, по существу, налогом на потребление. При каждой сделке купли-продажи государством взимается определенный процент налога. Чем больше то или иное лицо покупает товаров (услуг, работ), тем больше налогов уплачивает. Фактически проявляет себя как надбавка к цене товара.

6. Единый социальный налог (в настоящее время именуется страховыми платежами в социальные фонды) . Для того чтобы пользоваться системой государственного пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования, предпринимателю и его наемным работникам необходимо выплачивать установленные взносы в соответствующие фонды. Платежи в указанные фонды (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования) носят в России обязательный характер и устанавливаются законом. ЕСН уплачивается индивидуальными предпринимателями с выплат и иных вознаграждений, начисляемым в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Данный налог зачисляется во внебюджетные фонды и в федеральный бюджет. Кроме того, индивидуальные предприниматели уплачивают ЕСН с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ, данные субъекты налог не уплачивают.

7. Транспортный налог . В преобладающем большинстве стран мира строительство и ремонт дорог находится в компетенции государства. Дороги, дорожная разметка, мосты и сооружения относятся к так называемым общественным товарам (public goods), которые потребляются коллективно. Все расходы по их производству и эксплуатации несет государство.

Государство, в свою очередь, перекладывает бремя соответствующих расходов на лиц, пользующихся транспортными средствами, устанавливая для них налог, который получил название транспортного налога. Предприниматели, имеющие в своем распоряжении и пользовании транспортные средства (автомобили, мотоциклы, автобусы и проч.), которые эксплуатируются на территории России, уплачивают транспортный налог в бюджет соответствующего субъекта федерации. На региональном уровне определяется ставка налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, формы отчетности, налоговые льготы и основания для их использования. Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства.

8. Земельный налог . В предпринимательской деятельности одним из факторов производства является земля. Государство устанавливает для предпринимателей соответствующий налог по принципу «чем больше земельных ресурсов используется, тем выше плата». В России налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Ставки по земельному налогу устанавливаются местными властями.

В России порядок соответствующих налоговых выплат определяется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 9 дек. 1991 г. (с изменениями от 22 дек. 1992 г., 11 авг. 1994 г., 27 янв. 1995 г., 17 июля 1999 г., 24 июля 2002 г.).

Отдельные страны применяют практику платных дорог и мостов. Однако платные магистрали требуют соответствующего персонала для продажи прав на проезд, для контроля, обнаружения и штрафования нарушителей и проч. Зачастую такие расходы экономически не оправданы.







2024 © styletrack.ru.